Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

20 августа 2023 г. 17:56

399

4.5 Очень по-старому и очень по-доброму (несмотря на чуму)

Преступление — суровый и непреклонный хозяин, с которым может совладать лишь тот, кто безоговорочно восстанет против него.

Роман «Обрученные» Алессандро Мандзони я хотела прочитать целых 10 лет. А причиной этому желанию... Умберто Эко. В те далекие времена я расписалась в любви к профессору, начала скупать все его книги, и среди них был пересказ «Обрученных» для детей. Но я человек, который принципиально гонится за источниками, а потому, прочитав книжечку, дала себе торжественную клятву осилить полную версию романа. И наконец свершилось.

«Обрученные» были опубликованы в 1827 году (в 1842 году вышла переработанная автором версия), и славны они прежде всего тем, что это первый исторический роман в Италии. Он входит в итальянскую школьную программу по литературе, и именно поэтому Умберто Эко сделал пересказ, чтобы дети познакомились с шедевром пораньше и в упрощенной форме, можно сказать, морально подготовились.

Сюжет по сути совершенно незатейливый: когда-то (ну, если точнее, в семнадцатом веке) жили-были в одной деревне трудолюбивый юноша Ренцо и добродетельная по всем параметрам Лючия. Они полюбили друг друга, захотели пожениться, но коварный дон Родриго, злодей настолько же, насколько ангелоподобна Лючия, решил во что бы то ни стало этому помешать. Для начала он под угрозой смерти запретил священнику венчать пару, и тот трусливо отступил (за что потом получил от самого кардинала), затем решился на дела более гнусные, говоря простым языком — уголовные, но в то время на личность правильного происхождения и состояния поди найди управу. Лючия и Ренцо вынуждены расстаться, и ох какими трудными путями поведет их судьба, ведь страну ждет и война, и страшная чума — все это не говоря о доне Родриго, который от своей цели отступаться, понятно, не собирается.

Не знаю, почему отодвигала от себя чтение романа — потому ли, что классика подсознательно воспринимается утомительной (хотя сколько раз она доказывала мне обратное!), или из-за того, что Умберто Эко вздыхал над сложностью романа для молодежи. В любом случае, зря совершенно. Читается он легко, язык автора витиеват, что обычно для старинных произведений, но он как раз в моем вкусе — приятный, остренький, и пусть иногда Мандзони излишне многословен, когда он сам начинает над этим подтрунивать, ему все прощаешь. Мой список цитат (а я выписываю их не только потому, что они передают что-то важное, иногда причина просто в забавном звучании) сильно пополнился, я не успевала ставить закладки.

Банальность сюжета меня не смутила. Не знаю, как объяснить, но мне было очень спокойно окунуться в литературу, от которой знаешь, чего ожидать, где никто не стремится перевернуть повествование с ног на голову, поразить всех неожиданным поворотом или чем-то еще. Поэтому все воспринималось как должное, в частности, добродетельность, если не сказать святость, некоторых персонажей, не только Лючии. Читать о том, как люди делают добро просто потому, что это в порядке вещей, не ища причин, и готовы бесхитростно прощать и самого страшного врага, в наше время особенно приятно. Хотя отдам автору должное — злодеев у него тоже хватает, и просто слабохарактерных персонажей. Дон Абондио, уже упомянутый священник — это что-то с чем-то, было бы смешно, если бы не было так грустно. Нет, ну вы представьте: кардинал высокопарно говорит вам о высшем долге, о сострадании к пастве, жертвенности, милосердии и Божьей помощи, а вы, священник, недоумеваете — нет, ну чего он о своем Христе, он же ученый человек, чего никак не поймет, что моя жизнь была в опасности? И смех и грех.

У книги только один минус: пространные исторические описания, особенно два, о войне — что еще куда ни шло — и о чуме. Последнего было так много, что в какой-то момент автор забеспокоился, что если продолжит, то читатель уже и не вспомнит о Ренцо и Лючии. Совершенно правильно беспокоился: я, действительно, в какой-то момент отчаялась, что он вообще вернется к героям. Вернулся. Потом упомянул еще и другую чуму, поспешно уточнив: мол, не бойся, читатель, о второй так рассказывать не стану. И слава Богу. Не то чтобы это было неинтересно, просто правда непонятно, зачем в таком объеме.

Но, по итогу, роману однозначное ДА. Дочитав его, я обнаружила, что не очень-то и рада своему свершению: ведь так не хотелось расставаться навсегда с Ренцо, Лючией, падре Кристофоро и всей историей в целом.


Дзен