Больше рецензий

30 августа 2023 г. 18:57

444

5 "Я - часть той силы, что вечно хочет зла"

Есть у нас с мамой невозможная для подтверждения/опровержения теория, что ранняя смерть Лермонтова - возможно самая большая потеря для русской литературы в целом и русской поэзии в частности. Даже большая, чем ранняя смерть Пушкина. Поступательный прогресс в уровне произведений у Лермонтова был очень сильным как в поэзии, так и в прозе. «Демон», начатый в юном возрасте, претерпевший множество метаморфоз, и законченный за 2 года до смерти, как нельзя лучше иллюстрирует эту гипотезу.

Цензура долго не пропускала поэму. Тематика и акценты явно были далеки от генеральной линии, да и сам Лермонтов был писателем для режима ненадёжным. В своём полном формате, без купюр и вырезанных частей, она увидела свет только спустя 16 лет после смерти поэта.

Действие происходит на Кавказе и необычайно красивые и величественные описания природы занимают важное место в повествовании, создавая платформу для высоких чувств.

И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, — и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;

Но мне с точки зрения стиля ещё в школе понравилось, как автор сочетает разные стихотворные размеры для достижения смены настроения. Большая часть поэмы, происходящая на земле, написана ямбом, но, когда мы «поднимаемся в космос», размер сменяется хореем.

На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;

Если не пытаться искать скрытый смысл (а цензоры его там нашли), то перед нами романтическая трагедия, созданная с оглядкой на творения Байрона, Мильтона и Пушкина, в которой метафорически показана борьба добра и зла за душу прекрасной грузинской царицы Тамары. В левом углу ринга «печальный Демон, дух изгнанья», в правом - «посланник рая, херувим». Однако, вопреки стандартному для романтизма формату, здесь в какой-то момент внешний конфликт демона переходит во внутренний конфликт между «чёрной» сущностью и тягой к красоте.

Невозможность спасения и изменения судьбы для того, кто единожды согрешил против Бога – идейный лейтмотив поэмы. На него накладывается спасение в вере (даже для споткнувшейся было души Тамары). Однако нельзя не заметить, что Лермонтов явно сочувствует своему тёмному духу и поддерживает в борьбе с судьбой, которая заканчивается поражением. Тем более, что Демон – это по сути альтер-эго писателя: такой же одинокий, замкнутый, презирающий мир, но не способный существовать вне его. Другой разрез – несовместимость высоких духовных чувств любви с пороком. Демон не смог полностью отринуть свою гордость, и эта слепая страсть стала причиной гибели Тамары.

В общем, от судьбы не уйдёшь. Желая всё изменить и начать с чистого листа, мы зачастую убиваем не своего внутреннего демона, а человека, ставшего объектом нашей страсти. Потому что даже такое сильное чувство как любовь не всегда может победить ночь внутри человека.

Поэма перечитана в рамках августовского поэтического моба.