Больше рецензий

8 сентября 2023 г. 00:11

316

5 Это убивает - но это любовь

Можно ли бесконечно влюбиться в книгу с первых фраз? Можно!

Возможно, здесь будет завуалированная обсценная лексика и всякие неприятные слова. Но по другому - это оскорбить и себя и книгу.

Эта книга попала в мой вишлист из какой-то подборки и лежала там уже год-другой. Я не знала ее истории. Я не знала, что ей присуждена Гонкуровская премия, и благодаря мистификации, Ромен Гари стал единственным в мире человеком, которому ее присудили дважды. Да и вообще я плохо (точнее будет совсем не…) разбираюсь этих литературных премиях и как правило не обращаю никакого внимания на их наличие либо отсутствие.

Официальная аннотация… как часто бывает, она совершенно не готовит к тому, что ждёт тебя под обложкой. Я попробую рассказать, параллельно делясь своими ощущениями.

Это история о любви, роман-взросление, история об «ответственности за тех кого приручил». Это АДСКОЕ СТЕКЛО!!!

И всё-таки из официальной аннтоации: Момо, Мохаммед - арабский мальчик, оставшийся без матери и выброшенный на улицу в бедняцком квартале Парижа. Мадам Роза - старая еврейка, у которой в жизни нет уже никого и почти ничего. Кажется, они обречены на умирание - по крайней мере, душевное. Но нет: сила любви творит невероятное…

Приступ гомерического хохота, перемежающегося слезами. А теперь своими словами и как было на самом деле…

Старая еврейская шлюха, пережившая Освенцим, и вышедшая в тираж, зарабатывает на жизнь тем, что присматривает за детьми работающих проституток, которым детей, по тогдашним законам, иметь не положено.

Наш рассказчик – Момо. И всё, что мы видим, мы видим через призму взгляда ребёнка. Бельвилль один из гетто-районов, где живут эмигранты: арабы, африканцы, китайцы, не слишком состоятельные, точнее очень несостоятельные, французы (но они большая редкость). Момо – исключение, среди подопечных мадам Розы, за него кто-то регулярно платит…какое-то время. Он постоянный обитатель ее импровизированного приюта. В его появлении у мадам Розы есть некая тайна. Других детей или забирают матери, или за них перестают платить и тогда мадам Роза ищет им семью, хорошую семью. А документы… документы можно и выправить, если у тебя есть друг-еврей этим промышляющий.

Проститутки, наркоманы, сутенёры, педофилы и прочая компания… и среди всего этого растёт маленький Муххамед-Момо. Он мечтает, он хочет чтобы к нему пришла мама, но он любит мадам Розу, и мадам Роза любит его. И бережёт как может и так долго как может. На середине… на СЕРЕДИНЕ книги Карл! Старушка начинает разваливаться физически и как личность и главным в их тандеме становится Момо.

Если после Цысиня и Повелителя мух надо было обрести веру в людей – то вот оно…

Всё время чтения меня жутко разрывало в разные стороны. Мозгами ты понимаешь какой адский п….ц творится вокруг, а с другой взгляд ребёнка, для которого это привычная среда обитания, его мир. И он при этом умудряется оставаться Человеком. У него свои маленькие радости, ему дико страшно и больно, когда единственный близкий ему человек – мадам Роза, начинает терять себя.

В книге масса забавных ситуаций, над которыми ты смеёшься, хотя мозгами понимаешь, какой же это лютый трешь, и тут плакать надо.. Например, когда знакомый Момо наркоман вместо лекарства вколол мадам Розе свою дозу героина (перепутал, расстроились , как вы понимаете, все… кроме мадам Розы)

И люди, которые рядом с Момо и Розой такие же отверженные, но всегда готовые помочь в меру своих возможностей. Доктор Кац. «Переветыш» Лола (бывший сенегальский боксер сейчас работающая в Булонском лесу – по словам Момо «я никогда на видывал человека, который проявил бы себя лучшей матерью семейства, чем мадам Лола, и очень жалко, что природа этому воспротивилась»). Мосье Хамиль, учивший Момо быть мусульманином и просто учивший его немного влюблённый в мадам Розу. Владелец кафе напротив мосье Дрисс, который подкармливает Момо и присматривает за мосье Хамилем днём, когда тот уже стал совсем стареньким и слепым, а вечером старика забирает к себе женщина у которой умер отец .

Книга очень грустная. Но мне кажется что она заставляет посмотреть тебя на окружающих людей, каждого в отдельности, поверить что каждый в отдельности человек несет Свет (ну их же больше чем других.. да?)

Язык изумительный. Он гладкий, завораживающий, местами перемежающийся неправильными словечками Момо – это добавляет колорита и совершенно не мешает погружению и ритму книги. Вот здесь, мне кажется, переводчику в полной мере удалось показать речь необразованного ребёнка, которая звучит в оригинале. А не все эти корявые конструкции как в Повелителе мух.

Книга читается на разрыв. С одной стороны ты хочешь растянуть удовольствие, ты зачитываешь соседу по дивану цитаты. А с другой ты хочешь, чтобы она уже закончилась!!!! Потому что ну нельзя же так, тебе просто физически больно от происходящего на страницах. Ты закрываешь ее, чтобы прочувствовать тот или иной момент и через 10 минут прибегаешь читать дальше, так и не занявшись тем, что планировал.

В книге есть неприятные физиологические подробности, но всё это необходимо, они не выпячиваются ради их самих, они просто часть рассказа, как отправление естественных потребностей - часть жизни.

Немного из зацепило, хотя зацепило там практически всё:

«Мадам Роза хранила под кроватью большой портрет мосье Гитлера, и когда её забирала тоска и она не знала какому богу поклониться, она доставала портрет, смотрела на него и сразу чувствовала себя лучше – как-никак один здоровенный камень с души свалился»

«Никогда не смогу понять, почему абортировать можно только младенцев, а стариков нет. ... Я считаю, что это удивительное паскудство – насильно заталкивать жизнь в глотку людям, которые не могут за себя постоять и не хотят больше служить ни Господу, ни кому ещё.»

«… Неправда, что природой все устроено хорошо. Природа устраивает что угодно и кому угодно и сама не знает, что творит: иногда получаются цветы и птицы, а иногда – старая еврейка на седьмом этаже без лифта, которая уже не в состоянии сойти вниз.»

«Пацаны, которые колются, все до одного привыкают к счастью, а это уж точно хана — ведь счастье только и узнаешь, когда его не хватает. Чтобы колоться, нужно и впрямь очень хотеть счастья, а такое приходит в голову разве что полным кретинам.»

«.. Нет ничего белого или черного, и белое — это зачастую хорошо замаскировавшееся черное, а черное — это белое, которое дало себя захватать.»

Вот такое вот знакомство с Роменом Гари. Я провела три дня в чудовищном раздрае. Рекомендовать ли эту книгу? Не знаю. Решайте сами. Она прекрасна.