Больше рецензий

19 сентября 2023 г. 19:01

632

4 Эффект подвесного моста

На что, в первую очередь, я хотела бы обратить внимание, так это то, что у книги возрастное ограничение 18+, в ней содержится нецензурная брань и это первая часть дилогии «A terrible story». Если первые два пункта указаны на сайтах Интернет-магазинов и обложке самой книги, то информация о том, что она не является одиночной, доходит до тебя под конец чтения (или если ты предварительно читаешь отзывы / рецензии, следишь за автором в социальных сетях и т.д.). Если добавить это в аннотацию, характеристику товара, на форзац или др., Вселенная не схлопнется – для этого понадобится нечто серьёзнее.

Кроме того, изначально это была работа, написанная по фэндому Stray Kids и опубликованная Ксенией Горькой под именем Gorkaya_K на Книге Фанфиков. Поэтому если книга понравилась, но вам приходится тяжело в ожидании продолжения, то, по крайней мере, сейчас вы можете ознакомиться со второй частью, а также сборником экстр в профиле у автора на сайте Книги Фанфиков.

Предупреждён – значит вооружён; если ничего из вышеуказанного не смущает, то можно продолжить чтение моего отзыва и/или приступить к самой книге.

Что касается сюжета… центральный персонаж истории, Хёну, одной осенней ночью в своей голове услышал мягкий и вкрадчивый мужской голос незнакомца, за которого в последующем вступился в уличной драке, однако такой геройский поступок обернулся смертью самого Хёну. Этот самый незнакомец, Кай, не является обычным человеком и имеет способность воскрешать и возвращать душу в тело, что он и сделал с Хёну. Хёну оказывается квисином / инчхесином, то есть духом погибшего человека / демоном, способность которого открылась только после смерти. Их встреча, как и все дальнейшие события, неслучайны, поскольку их судьбы и даже души связаны друг с другом.

Наверное, многие задумывались, являемся ли мы творцами своей судьбы, можем ли на что-то повлиять или на самом деле за нас уже всё давно предрешено. Если заглянуть вперёд и увидеть развилки своей жизни, есть ли шанс пойти по правильному и/или понравившемуся пути и остаться в выигрыше? И не придётся ли дорого заплатить за такие знания, которые должны быть надёжно скрыты? Веду я к тому, что через весь роман проходит тема предопределённости: знакомство главных героев, раскрытие их прошлого, осознание ролей каждого в своей жизни, попытки исправить предначертанное будущее и столкновение с результатами своих действий. В процессе чтения предоставляется возможность подумать, сторонником какой идеи ты являешься, а также стать наблюдателем мыслей, суждений, поступков и решений, принятых и совершенных персонажами в критических ситуациях, и оценить, «что бы я сам сделал и что бы / кого бы выбрал, если бы был на твоём месте».

Нас также наталкивают на мысли о том, что лучше / важнее: любить или быть любимым, – здесь уточню, что это не следует напрямую из самой книги, но конкретно меня вновь привело к этому вечному вопросу. Можем ли мы любить за двоих, достаточно ли присутствия человека рядом, принятия им таких обстоятельств и позволения испытывать по отношению к тебе такие чувства, на что мы способны ради любви и чем готовы пожертвовать ради неё. Будет ли жизнь восприниматься нами так же или даже проще, если из всего спектра чувств исключить любовь, ничего больше. Помимо этого, история также затрагивает проблемы доверия, одиночества, принятия себя, нездоровых отношений и иные психологические травмы.

В общем, любителям покопаться в своей и не только голове и порассуждать на неоднозначные темы книга придётся по вкусу, поскольку, по крайней мере, даст для этого почву и толчок.

Кроме того, роман не то чтобы обещает, однако недвусмысленно намекает на погружение в азиатскую мифологию (преимущественно корейскую, но ещё и затрагивает японскую и китайскую). Было ли это? Почти – и я сейчас объясню.

Пожалуй, первые 80-100 страниц являются достаточно сложными для усваивания: на читателя буквально вываливается разом большое количество действующих лиц, а также информации о том, какими мифическими существами они являются и что умеют. (Предполагаю, значительно проще было знакомиться с историей, когда она не была издана и в ней использовались имена участников группы Stray Kids, так как тогда имеешь понимание, о ком конкретно идёт речь.) В принципе, подача таких сведений Хёну и, соответственно, самому читателю является достаточно стандартной: рассказчик, в нашем случае Ён, с которым Хёну знакомится после своего «воскрешения», вкратце объясняет ситуацию о том, что произошло, как кого зовут, кто кем и/или чем является, где они находятся и какие здесь действуют основные правила. В эти моменты у меня в голове вырисовалась некая аналогия с компьютерными играми, когда ты предварительно изучаешь основы ведения боя и умения, классы, предметы и экипировку и т.д. (т.е. в самом начале не до конца всё ясно, однако потом миришься с этим и постепенно осваиваешься).

В истории большое внимание уделено истории бакэнэко, способностям Хёну, который оказался инкубом (или не совсем?), а также запоминаются пульгасари Ён, тхэджагви Минсу, имуги Риен и мименгви Трэй (поставила ребят по убыванию, исходя из своих субъективных суждений). Про остальных сказать что-то дельное сложнее, поскольку, на мой взгляд, их умения либо достаточно не раскрывались, либо не оказывали какого-либо существенного влияния на сюжет, либо их появление можно приравнять к приёму «Бог из машины».

По существу, мне не хватило «атмосферы» Южной Кореи, с таким же успехом события могли бы разворачиваться в любой другой стране, но возникала бы загвоздка с видами мифических существ. Мне показалось, что описание локаций вышло достаточно общим – под них можно было бы подстроить любой средний / большой город развивающейся или развитой страны. Вместе с тем, отсутствовали даже какие-либо намёки на обычаи, традиции и иные культурные особенности жителей Южной Кореи (конечно, было в самом начале упоминание KakaoTalk, а также фигурировали моменты, когда Хёну скучал по вкусу еды, но ведь в той же России сейчас много ресторанов азиатской кухни, от которой мы без ума). Зная, что изначально персонажами истории являлись участники группы Stray Kids, ты понимаешь, по какой причине выбрана именно Южная Корея и всё с ней связанное, но если не располагать информацией и воспринимать книгу как самостоятельное произведение, создаётся впечатление, что ей чего-то не хватило для полного антуража.

Конечно, отдельно стоит отметить, что Ксении Горькой отлично даются описания сцен поцелуев, прелюдий и петтинга, они действительно красивые и чувственные – в принципе в какой-то момент сложилось впечатление, что вся история существует исключительно для этого; при этом непосредственно сама постельная сцена, к сожалению, оставила меня несколько равнодушной. Предположу, что это связано с тем, что писательница через этот эпизод хотела подчеркнуть важность того, что к этому необходимо подходить осознанно, говорить о своих желаниях и ощущениях, а также помнить, что у твоего партнёра в любой момент должна быть возможность остановить процесс. Но сама подача выглядела в некотором роде, как заевшая пластинка, настолько часто писательница через своего персонажа делала на этом акцент. Будто я читаю статью или смотрю видео в развлекательной социальной сети, где блогер настойчиво пытается донести свою мысль до своих зрителей. И это вовсе не плохо, я рада, что в наше время люди выводят это в норму, становятся более открытыми и выступают за свой и чужой комфорт. Просто в рамках самого сюжета, когда завязка и так строится на том, что персонажам лучше этого не делать, надо постараться не переборщить и не переходить черту, складывается впечатление, что тянуть уже некуда, но мы всё же попытаемся.

Тем не менее, на протяжении всего чтения меня не покидала мысль: «Где-то я это уже видела». Я сама активно сидела на Книге Фанфиков в период с 2012 по 2018 гг., а также читала азиатские комиксы и графические романы. Именно поэтому характеры и поведение основных героев не кажутся мне уникальными, свежими и проработанными и сводятся к некоторым клише. Так, мы имеем эмоционального и жертвенного Хёну, холодного и «особенного» Кая, активную Ван, советчика в любовных делах и компаньона по сплетням, а также иных второстепенных персонажей, у которых, вроде, есть своя личная жизнь, но вертятся они вокруг Хёну и Кая. Итак, оговорюсь, что я не поддерживаю гендерные стереотипы, однако складывается впечатление, что по ходу истории многие писатели, сценаристы и художники такого жанра «перекраивают» своих же персонажей, делая их более феминными что внешне, что по характеру. Более того, писательница в книге сама высмеивает архетип Марти Сью, в то время как чем дальше в лес… В общем, наш центральный персонаж в конечном итоге обладает уникальными силами, спокойно заводит знакомства со сложными людьми, быстро осваивается и входит в так называемый Круг, привязывает к себе холодного и незнающего любви героя и т.д. При всём при этом, как это часто бывает, герои второго плана оказываются куда интереснее (по крайней мере, я хотела бы, чтобы в дальнейшем уделили больше времени Риену и Лэвену).

В книге также много пробелов, необъяснённых моментов и вещей, без наличия которых ничего бы не нарушилось и не поменялось, но оно по факту зачем-то существует. Так, для чего была введена Тиен, девушка Хёну, если после своего «воскрешения» он вспомнил о ней спустя долгое время лишь один раз (в тот момент мне показалось, что писательница сама осознала, что всплыл косяк и вышел непорядок, надо срочно как-то сгладить)? Что за «традиция» такая – публично пытаться выяснить, какой способностью обладают новички, если они могут быть потенциально опасны (как в случае с Хёну) или не опознаны в связи со своей специфичностью (например, мама и дочка в конце книги, которые «питались» болезнями)? На что вообще они все живут, если ни разу не упоминалось, чтобы кто-то из действующих персонажей работал и получал деньги, откуда еда, одежда и дорогие машины? Чем занимаются иные «законные» существа, которые не состоят в так называемом Круге?

Несмотря на существенные минусы, я всё равно полагаю, что для дебютного романа история вышла хорошей. Кроме того, чувствуется, что чем дальше движется сюжет, тем больше Ксения Горькая «расписывается» и сама входит во вкус. На мой взгляд, первая часть скорее выглядит как пролог перед основными событиями, собственно, поэтому я надеюсь на дальнейшее развитие, интересные повороты и ответы на поставленные вопросы. Будут ли оправданы мои ожидания? Было бы здорово в скором времени это проверить.