Больше рецензий

20 сентября 2023 г. 17:06

93

4

С Ириной Богатыревой я впервые познакомилась, прочитав ее великолепный, эпического размаха роман "Кадын". И очень хотелось повторения. Но в очередной раз (вторым романом был "Жити и нежити") его не случилось. Вместо эпического полотна - камерная история.
В небольшом приволжском городке c населением несколько тысяч человек живет Роман Судьбин, он работает звукооператором в местном Доме культуры (ДК) и по вечерам крутит кинофильмы, которые не пользуются популярностью у местных жителей, поскольку Роман отдает предпочтение интеллектуальному кино. Роман родом из этих мест, но жил и работал какое-то время в Нью-Йорке, впрочем, об этом нам автор мало что рассказывает, знаем только, что там была какая-то любовная история и болезненное расставание. Но вот для того, чтобы подчеркнуть отличие героя от окружающих его людей герой маркируется как отличающийся от них по своему уровню, запросам и поведению - по отношению к администрации ДК ведет он себя довольно независимо. Впрочем, у Романа есть и другая отличительная черта - он влаеет языком местного народа - итилитов, так как по материнской линии происходит от них и детство свое провел в деревне, у бабушки и дедушки, слушал итилитские песни и сказания.
Сюжет романа развивается как в сказке - герой получает артефакт и с его помощью призывает существо из мира итилитских сказаний - ведяну, дух маленькой речки, когда-то протекавшей через лес и впадавшей в Итиль, но ушедшей в землю, получает дары, которые значительно расширяют для него видение мира (кстати, один из даров, - умение понимать язык животных, тоже часто встречается в сказках) как целого и, с одной стороны, меняют сознание героя, с другой стороны - способствуют его успеху в социуме. Но дарам сопутствует условие, и герой это условие невольно нарушает, закрывая для ведяны дорогу к нему и лишаясь дара. Герой устремляется на поиски возлюбленной, ему на помощь приходит спасенный им лис и духи предков, после чего герой совершает свой выбор. То есть все достаточно ожидаемо и предсказуемо. Но вот что было особенно хорошо в романе (для меня, конечно), так это описание нового состояние Романа Судьбина после открывшегося ему умения слышать и понимать язык, мысли и поведение животных: в языке и мыслях животных нет будущего времени, только настоящее и прошедшее, мысли и их выражение предельно просты, равно как и эмоции. Вообще, последняя часть романа более захватывающая по сравнению с медленно развивающейся первой.
В романе есть и социальная повестка - сохранение культуры малых народов. Но вот вопрос, сохранится ли культура, если ее мумифицировать и выхолостить. Позиция героя проста - то, что не нужно, отомрет, на смену ему придет новое, искусственно возродить культуру нельзя.
Роман сосредоточен вокруг основного сюжета. Есть и боковые сюжетные линии, но по большей части они слабо проработаны, хотя могли бы стать очень интересными.
Надо также отдать должное автору - мир вымышленного народа итилитов автор проработал, вплоть до создания языка и легенд, и по сюжету романа он именно открывается перед читателем, а не преподносится сразу как описание.
Последнее, о чем хотелось бы упомянуть, - роману не помешала бы корректура: очень много опечаток, а фамилия одного из вспомогательных персонажей меняется с Соловьева на Соколова.

Killwish