Больше рецензий

25 сентября 2023 г. 00:38

2K

5 Слово о слове. №108. "Обо всём и ни о чём" (Песок Песка)

"Я, Фуск Сципион Секунд - римский патриот и стародум. Таких как я осталось мало, мы пребываем в тени и рассерженно молчим. Не потому, что боимся чего-то. Нет. Мы коротает дни в домашних и семейных заботах. Радости наши просты и повторяют развлечения предков.
Можно ещё проводить свой век по-старому: запереть двери, прилечь на кушетку у водостока в атриуме, доверить спину и плечи рукам молодого раба - и бездумно уставиться на фреску с полыхающим в пыли Ганнибалом. Тогда покажется, что наша слава и доблесть живы и мы, римляне, всё ещё народ - победитель.

Но высунешь нос за дверь - и не сразу поймёшь, Рим это или Вавилон"
.

Новый роман Виктора Олеговича получился, на мой взгляд, в первую очередь очень... личным, что-ли. Местами даже откровенным. И серьёзнее.

Не вдаваясь в детали сюжета... Я лучше прикреплю здесь отрывок, по которому всё станет ясно и так. Конечно, автор - не персонаж, нужно всегда отделять одно от другого, но почему-то мне кажется, что в этот раз автор вложил чуть больше личного. Или решил не скрывать это за слоем пост-мета-ироний.

"И вот я тоже вышел из дома и смешался с людским потоком. Постепенно мне стало легче.

Страшная вещь - когда понимаешь, куда спешит народ, забываешь и про варварскую пестроту вокруг, и про бездарный позор нынешнего правления, и про беспросветный мрак будущего.

Да, в будущем мрак. Но если есть мрак, должен быть свет.

Всякий знает. Ex Oriente Lux. Свет приходит с востока. Слыша это, одни вспоминают про ежедневный восход солнца, другие - про какую-нибудь модную ересь, а я каждый раз думаю про императора Веспасиана, пришедшего в Рим из Иудеи. Это он заложил великий амфитеатр"
.

А ещё во время чтения я то и дело чувствовал связь с предыдущими работами мастера. Первые страниц 10 - со вселенной "Трансгуманизма", потом слегка "Ампир В", чуть погодя - "Айфак", ну и, конечно, "Непобедимое солнце".

"Ломас шевельнул пальцем, и над столом зажглась панорама города на холмах. Между холмами текла река. Было много пёстрых зданий с колонами - видимо, подумал я, всякие министерства, казначейства и дворцы правосудия. Они увеличивались, когда я начинал их разглядывать, и тогда я увидел уйму разных статуй. Везде, где можно, даже на крышах. В центре города белел огромный каменный стадион, а рядом торчал высоченный золотой истукан в чём-то вроде тернового венца. Недавно я гулял рядом.

- Вот это и есть "ROMA-3", - сказал Ломас. - Вид с виртуального дрона".

Момент с толпой, как мне показалось, отсылает к эпиграфу к "Чапаеву", где красовалась вымышленная цитата Чингиз Хана. Казалось бы, шиза из башки, но, зная ПВО, не удивлюсь, если таки тончайшая отсылка.

Да и в целом мотив альтернативной истории прошлого, происходящего, как бы, в будущем, которое является настоящим, вышел на новый уровень. Как, собственно, и сущность Рамы второго, который стал третьим. Но здесь мы ступаем на зыбкую почву сюжетных троп, а впечатление первопроходцам портить не хочется. За сим, откланиваюсь и обещаю вернуться уже после 25-ого с чуть более развёрнутым комментарием.

P.S. Всё же, рекомендую предварительно прочесть вампирскую дилогию, "iPhuck 10" и, конечно же, базу - "Transhumanism INC" + "KGBT+". В таком случае врубиться будет проще. Конечно, многое понимается интуитивно, но всё же некоторые моменты можно понять не до конца, как, например, этот, где нас прямо отсылают к первым главам "Transhumanism INC:

"В центре каждой галактики должна быть сверхмассивная сингулярность - вот Прекрасный и есть такая прореха в пространстве-времени, не излучающая никакой информации. По сравнению с поверхностными людьми, не способными видеть прекрасного из-за бремени своих "кожаных одежд", Гольденштерн поистине вечен".

P.P.S. Напоследок. А надо ли оно Вам? Думаю, вкатит как преданным (во многих смыслах) фанатам, так и случайным попаданцам. Всем, кому нравится баловаться размышлениями о природе мироздания в духе "А что, если мы живём в симуляции симуляции симуляции?", или:

"Легко ли быть молодым, если твои мозги который век хранятся в цереброконтейнере, спрятанном глубоко под землёй, и у тебя больше нет тела?"

. Казалось бы, задуматься конкретно об этом можно было ещё во времена расцвета "Футурамы", но вся прелесть творчества ПВО как раз в том, что оно в хорошем смысле заставляет тебя взглянуть на, казалось бы, привычные вещи под непривычным углом, и одну из главных ролей здесь играет именно контекст картины мира произведения:

"Галактика - это десять баночных таеров, как бы ступеней богатства и бессмертия (срок нашей жизни зависит от контракта)".

На этом точно всё. Да. Говорить про Пелевина я могу долго, но лучше иди и смотри новую книгу, где есть самый, что ни на есть, прямой ответ на все вопросы. Или вопросы на ответы. Тут уж как посмотреть.

"Кроме этих закатов и восходов, про Гольденштерна ничего толком не известно, и многие думают, что это просто универсальная отцовская фигура".