Больше рецензий

6 октября 2023 г. 02:51

293

5

Недавно моя подруга Света выложила ссылку на аудиокнигу, записанную такими же, как я, поклонниками творчества Крапивина. Она сама приняла участие в этой записи. А я люблю начитывать книги, у меня даже есть микроканал в телеге с аудиозаписями. Конечно, я заинтересовалась и попросила вписать меня в следующий проект. А пока идет запись, решила ознакомиться с предыдущей. Даже с некоторой опаской, потому что не знала, как восприму непрофессиональное чтение (меня и свое иногда бесит), да и книгу знаю с детства наизусть. Просто было интересно, как это выглядит, ну и Свету хотелось послушать.
Оказалось:
- поначалу меня немного корябали интонации и дикция некоторых чтецов (не всех), но потом я втянулась полностью, потому что когда книгу читают люди, для которых она действительно дорога, это в любом случае очень эмоционально и совпадает с моим внутреннем ощущением
- книгу я хоть и знаю, но не перечитывала лет десять, и такое прослушивание открыло для меня новые и старые забытые грани.

Прежде всего хочу сказать, что теперь мне кажется, что эта книга - реально вершина творчества Крапивина. В целом я своей любимой его книгой всегда считала "Острова и капитаны", но мне кажется, что с литературной точки зрения "Трое с площади" лучше.
Здесь есть эмоционально сильные сцены, которые запоминаются навсегда. Думаю, для очень многих поклонников творчества автора сцена с цепью - одна из главнейших. И вот этот спокойный ужас сцены с белой дорогой... И в начале сцена с ружьем.
Дружба, описанная в этой книге, для многих стала идеалом, к которому хотелось стремиться. Сейчас, со взрослой точки зрения, я понимаю, что она и идеализирована, и гиперболизирована, и в реальной жизни была бы немного нездоровой, но в этой книге она прекрасна. Этот рывок Тима через бухту - практически предшественник многих похожих романтических сцен в фильмах.
Описание Города (Севастополя) в этой книге тоже одно из лучших у Крапивина. Хотя есть и другие с этим местом действия. Достаточно сказать, что я после прочтения их была просто одержима Севастополем в подростковом возрасте, хотя почти его не видела - чисто сила слова. Но, опять же, именно в "Троих" этот город обретает ореол сбывшейся мечты и практически рая на земле.
Только сейчас поняла, как умело построен сюжет по трехчастной схеме. Как разбросаны по тексту детали, которые поначалу просто кажутся незначительными, но потом обязательно "выстреливают". Как автор умеет создать настроение и ритм повествования. Всё мне показалось вдруг идеальным.

И то, что кажется самым неприятным сейчас в этой книге - история с мамой. Многие пишут, что не понимают её. Я и сама в прошлой рецензии так написала. Сейчас я чуть больше знаю о том, что такое созависимость. Возможно, автор и не знал такого понятия, но он наверняка сталкивался с таким поведением людей в жизни и описал довольно точно, хоть и глазами ребенка. Медовый месяц, потом ссоры и алкоголь, примирения, опять ссоры и невозможность расстаться с человеком. Славкина мама в ловушке и даже привязанность к ребенку не может победить ее созависимость. Это очень болезненный момент.
Во-первых, она очень долгие годы была единственным близким человеком Славки. При этом не смогла дать ему стабильной жизни или безопасности. Хотя она и не маргиналка (как, например, мама героя более поздней книги Крапивина "Дагги-тиц"), очень интеллигентная женщина с высокими требованиями к сыну. И вляпалась в такого "интеллигентного" мерзавца-алкоголика. И Славка постоянно ощущает ответственность за свою жизнь не перед собой, а перед мамой. Лишь бы мама не узнала. И когда с ним происходит травмирующий случай, она не утешает его. Не разделяет свои переживания с ним. Она сваливает на него всю вину и пытается его обвинить в том, что они вынуждены уехать, хотя он и сразу раскусывает эту манипуляцию. У нее намеренно ребенок с чувством вины и неправильности живет.
Во-вторых, она постоянно говорит, что "Славик меня не оставит", давит на это. При этом, когда в итоге они остаются в Городе, она сама уезжает без зазрения совести. Зная, что ребенок ее любит. Как будто наказывает его за то, что у него появилось в жизни что-то, кроме неё. И у него это чувство вины за то, что он остался, накладывается на шок от того, что мама фактически бросила его ради человека, который хотел его убить.
И это лишь один, даже неосновной, аспект этой небольшой книги. С такими психологическими глубинами.

Еще я задумалась впервые о том, что может произойти в будущем с героями. В хорошем случае мама все же вернется к Славке и они будут жить вместе в Городе. В плохом она останется с отчимом, а Славка? Судя по книге, он не готов возвращаться туда. С кем он будет жить? С бабушкой и периодически у Тима? И в итоге контакт с мамой потеряется почти полностью, ведь в подростковом возрасте важно поддержать человека, а не отдаляться еще сильнее. С момента написания книги прошло почти полвека, но меня правда взволновал этот гипотетический вопрос.

Прослушано в канале "Крапивинские голоса"