Больше рецензий

kassandrik

Эксперт

Самый неспешный

8 октября 2023 г. 20:50

187

2.5 Верни мне мой 2003-й

Кто о чем, а Саша снова будет о еде!

Сегодня мы поговорим о сравнении романов с готовкой стейков и мяса в целом. Наверное, всем известен тот факт, что приготовление говядины сравнимо с искусством - мясо нужно либо быстро обжарить и потом употребить “с кровью” или “well-done”, либо растушить его в текстуру близкую к тающей во рту. Самые роскошные блюда Ближнего Востока как раз готовятся часами. Так причем же тут книги?

Некоторые произведения, попавшиеся мне на читательском пути, как самая лучшая говядина - должны быть прочитаны сразу же после их написания или оставлены на долгие годы, чтобы потом стать классикой. Нужно либо быть в моменте той эпохи и остро переживать какие-то особенные события, или дать будущим поколениям шанс мучаться в догадках, а что же это было и почему люди так думали. Нужно пройтись несколько десятков лет по пустыне, и потом вернуться к таким книгам.

“Распознавание образов” - это своего рода временная капсула, в которой можно ощутить особенности нашего общества в 2000-ые годы. Бренды существуют в нашем мире давно, но именно в том виде, в каком описывает их Гибсон, они расцветали именно в начале этого тысячелетия. Технологии в романе далеко не из области научной фантастики (тут я соглашусь со многими рецензентами, что “Распознавание образов” - это не фантастика, и совсем не киберпанк), думаю, в тех же романах о шпионах и агентах фантазии больше и она, как мне кажется, в чем-то интереснее. Но что в капсуле сохранилось - это политические настроения и переживания западной части нашей планеты в годы, окружающие всем известные падения башен-близнецов.

Помимо локальных событий в книге есть и путешествия в Японию и Россию со всеми яркими стереотипами начала 2000-х годов. Добавьте еще чтицу на Audible, которая старательно пытается воссоздать акценты героев книги, и вы поймете, что может и оттолкнуть некоторого читателя или слушателя.

Вот так плавно я перешла к тому, почему же я разочаровалась в книге - это моя вторая попытка воспринять Гибсона как автора, и оба раза я пыталась делать это в аудиоформате. “Нейроманта” я слушала на русском, и мне он показался очень тяжелым и попросту для меня скучным, а вот “Распознавание образов” я решила взять в оригинале. Язык, в принципе, у автора не трудный, но вот стиль достаточно трудно удобоваримый, именно по этой причине я верю, что даже перевод не спасает меня от усталости и какого-то даже отторжения от мыслей автора.

Опять же, если “Нейроманту” я давала шанс из-за того, что это всё же классика и основа важного жанра, то “Распознавание образов” показалось устаревшей в некотором роде книгой. Размышления о технологиях уже неинтересны, попытки размешать социальные проблемы шпионской темой тоже не зацепили, да и концовка, ради которой читают многие до конца, не оправдала потраченного на книгу времени.

Я верю, что у каждой книги есть читатель, но к сожалению, для меня роман пришёл слишком поздно, а вот будет ли возможность вернуться к этой книге после следующего поворота колеса, жизнь покажет.