Больше рецензий

15 октября 2023 г. 22:07

379

1) Вступление:
Достояние мировой классики оставило читателю в наследие гениальное произведение Достоевского "Преступление и наказание". Животрепещущие и извечные темы борьбы неподдельного великодушия с моралью современного социального округа померно будут вызывать у внимательных читателей разнообразные восклицания. С примесью озадаченности и курьёза, двусмысленности с радикализмом суть романа непременно заклянёт читающего к неизбежному рассуждению: что есть хорошо, а что есть плохо; взыщет ответы на вопросы увековеченные, касающиеся различий между духовностью и душевностью. Родион Романович Раскольников непременно постарается провести вас через мшистый и топкий путь своих амбиций, воззрений к кульминации романа, и, как следствие, к грандиозной развязке.

 2) Почему произведение называется "Преступление и наказание"?

Достоевский отчетливо заключил в кульминацию убийство Раскольниковым старушку-процентщицу и очень даже доходчиво развернул заключение в покаянии после длительных совестливых терзаниях через соделанное преступление.

Так же Достоевский словами Раскольникова иронично преподнес в середине повествования весь исход той самой теории о "твари дрожащей" и тех, кто "право имеет". Раскольников в беседе с Порфирием посвящает читателю своё виденье "обыкновенных" людей: они склонны воображать себя передовыми, отличительными от других, людьми, манкируют и гнушаются иных, кто способен думать, с предубеждением расценивая их воззрения, как отсталые и не стоящие внимания. Право, нечего бояться. За чрезмерное увлечение в следствии их заносчивости их можно было бы пресечь, дабы знали своё место. Однако и тут не о чем беспокоиться. Поскольку эти люди сами себя накажут, потому что слишком уж благонравны. Совестью своею накажут себя. "Покаяния публичные разные при сем на себя налагают — выходит красиво и назидательно ..." — твердил Раскольников, словно предвидел заблаговременно свою участь, ведь по слову его она и сбылась

Всеобщее и публичное покаяние, распад ничтожной его теории, где позволена кровь по совести, и в клочья размозженное и попранное его достоинство с горьким признанием, что он не какой-то особенный ум, а попросту "тварь дрожащая", и право всё-таки не имеет — послужили для него тем самым "наказанием".

3) Почему Раскольников убил старушку?

Конечно же считать, что за неимением материального достатка, живучи в бедноте и терзаясь сумасбродными доморощенными философскими рассуждениями, было бы весьма и весьма примитивно. Идеология Раскольникова, в основу которой легла теория, взлелеянная им на протяжении долгого времени, о двух рангах общества: "нормальных" и, дескать, "ненормальных" людях — существенно взбудоражила его рассудок, в следствие чего она неминуемо перетекла в практику. Раскольников хотел испытать себя всецело. Убив старушку, избавить народ от тягостного существования этой бабули, а краденный капитал употребить в собственную пользу.

4) Какая взаимосвязь положена между Соней Мармеладовой и Раскольниковым?

Предлагаю отложить замусоленные суждения о том, что образ Раскольникова увенчан идейным мыслителем, одержимым своей теорией. Отчасти это так. Однако всё же оставим это ютуберам, доморощенным Вульфам, Камю и Сартрам.

Раскольников воплощает суть горемыки, страждущей и изнывающей личности. Амбиции, бушующие в нём, увы, не соответствовали его умениям и, как следствие, положили печать юдоли. Эта печать же была водворена его же собственными руками, она принудила погрязнуть юношеское сердце в неизбывных душевных тяготах и помутить — точно усыпить — здравый рассудок носителя. Стоит лишь духу ослабнуть, как тут же и душа куражиться начнет, и тело не послушным соделается. Наш молодцеватый интеллектуальный прогрессист мучился с первых букв начала повествования.

Соня Мармеладова — олицетворение кротости, отходчивости, сострадания, верности, чистоты и святости. Можно даже сказать, что воплощение самоотверженной и безусловной любви. Из великой любви к тем, кто ей дорог, она продала за желтый билет самое драгоценное, что следует быть у порядочной и хрупкой девушки — женскую честь. И продала для того, чтобы те, кого она любит, ни в чём не нуждались. То бишь жертвенность своей драгоценностью во благо тем, кого она по-настоящему любит.

"Что же поддерживало ее? Не разврат же? Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву..."

Порой людям земным невдомёк духовные вещи. Они не способны провести разделительную черту между духовным и душевным и развидеть разницу между ними. У всякого поступка есть мотив. У Сони же — прокормить семью, когда как во всяком околотке люд видел в этом разврат и похоть. Раскольников был в изумлении от образа Сони, её поведение ему было непонятно, и обуревало его:

"Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!"

Путем принятия и любви именно Соня повлияла на Раскольникова, и воспроизвела в нём зарождение радикальных изменений:

"Это ты про каторгу, что ли, Соня? Донести, что ль, на себя надо? - спросил он мрачно.

- Страдание принять и искупить себя им, вот что надо."

Как сказал один великий психолог: "Изменения в человеке прямо пропорциональны проявлению любви к нему". Иными словами: "Для того, чтобы изменить человека, достаточно его полюбить".

Как следствие, мы видим, какие наклевываются мысли у Раскольникова после покорной Сониной верности ему:

"Но одна мысль промелькнула в нем: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...""

Не могу закрепить эпилог этого опуса тем суждением, что Соня же воистину отзеркаливает образ Христа:

"Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился” — обращаясь к Соне, сказал Раскольников.

Вспомним же о Христе:

"Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились."

Раскольников — образ страдальца. Соня же — та, кто разделит с ним эти мучения. Он — тот, кто нуждается в принятии. Она — та, которая принимает его смиренно без укора и малейшего порицания. Он — тот, кто не знает, какая участь его ждет. Она — та, которая спасает своей верой в него и даёт ему надежду.

Мы можем рассуждать о том, что Раскольников является протагонистом романа. Однако моё же мнение заключается в том, что протагонистом всё-таки является Сонечка, этот чистый и непорочный агнец, покорно идущий на заклание за тех, кого он любит.