Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

16 октября 2023 г. 10:19

8K

4.5 Буллинг в советской школе или урок милосердия

Волнующее произведение, которое поднимает много различных вопросов, погружает читателей в мрачный мир школьного буллинга и жестокости толпы.
Признаться, поначалу я никак не могла подружиться с текстом, мне казалось, что автор изображает все в черно-белом цвете, что есть однозначная жертва, про которую мы с первых страниц знаем, что ее довели злые люди - «волки и шакалы»

цитата
Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!
свернуть

(плюс накладывались мои детские впечатления от трагического фильма с Кристиной Орбакайте, о котором я помнила лишь то, что девочку несправедливо истязали одноклассники). Хотелось спорить с автором, что не все люди волки, что должны быть в классе и хорошие ребята, почему же он не показывает их? Почему как на подбор тут лишь злобные ухмылки, подколки, издевательства одноклассников, равнодушие взрослых и бессердечие учителей?

Недоумение вызывал дедушка Бессольцев, столь погруженный в прошлое, что забывал о настоящем, тот, кто, заявляя о любви к людям, предпочитал любить их на приличном расстоянии, лишнего слова жалея для соседей

цитаты

Он как-то особенно остро ощущал, как важно для него, чтобы не порвалась тоненькая ниточка, связывающая его с прошлым, то есть с вечностью…

Перехватив его взгляд, женщины заулыбались, сгорая от любопытства и желания поговорить с ним, но он молча кивнул всем, взял чемоданчик и скрылся в дверях.

Соседи могли подумать про Николая Николаевича, что он до ужаса одинок и поэтому несчастен. Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях.
За это дети дразнили его «заплаточником», но, кажется, он их даже не замечал.

Если с ним вступали в праздные разговоры, то он отвечал односложно и быстро уходил прочь, нахохлившись, как птица на холоде.

Жизнь Николая Николаевича после приезда Ленки почти не изменилась. Правда, теперь в магазин за творогом и молоком бегала Ленка, а сам он изредка покупал на базаре мясо, что раньше за ним не водилось.

Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он стоял на табурете и легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос. И когда в комнату вбежала Ленка, то он сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена, что куртка у нее нараспашку, губы крепко сжаты, а в глазах отчаяние.

— Я твою картину украду! – Бросила портфель и в лихорадке начала снимать со стены картину, которая висела к ней ближе других.
— Картину?! – Николай Николаевич неожиданно быстро подошел к Ленке и отвесил ей такую пощечину, что она отлетела в угол комнаты, а сам в ужасе отступил.

Иногда мне даже кажется, что не мой прапрадед написал все эти картины, а я… Что не мой дед был фельдшером и построил в городе первую больницу, а тоже я… Только одной тебе могу в этом признаться. Другие не поймут, а ты поймешь, как надо… А когда ты сюда приехала, я, старый дурак, размечтался, решил: и ты к родному месту прирастешь и проживешь здесь длинную череду лет среди этих картин. Пусть твои родители носятся по свету, а ты будешь жить в родном доме…

ему объясняю, что не имею права этого делать, что эти картины принадлежат не только мне, а всему нашему роду: моему сыну, тебе, твоим будущим детям!..

деревне Вертушино у бабушки Колкиной!.. Теперь наше дело действительно подходит к концу. Теперь мы собрали с тобой почти все его картины и можем хвастаться, устраивать пиры и приглашать на демонстрацию наших сокровищ любознательных музейных работников. Они станут охать и ахать и говорить: «Вы открыли нового малоизвестного художника». А мы будем с тобой сидеть длинными зимними вечерами дома и строить планы.

Может быть, потому он так обрадовался Ленке, что она как две капли воды была похожа на Машку. Это было звено, которого ему недоставало для счастья, это было звено, слившее жизнь всего его дома воедино.

Он тогда постарался отвлечь и развеселить Ленку, потому что почувствовал, что здесь какое-то серьезное дело, но потом так увлекся «Машкой», что все забыл.



свернуть

И ладно, если живешь один, сам на себя "забив", смыслом жизни считая собирание осколков семейного наследия, словно Кащей чахнешь над своим златом и, видимо, мечтаешь приобщиться к таланту великого предка. Но с появлением внучки продолжать быть таким же затворником, не обращать внимание ни на свой внешний вид, ни на отношения с окружающими? (тут невольно вспоминаются разумные слова Ретта Батлера, что надо заранее задуматься о том, чтобы ребёнок не стеснялся своих родных и был принят в обществе) Неужели даже слова друга-офицера его не отрезвили, ведь забота о своём внешнем виде - это ли не показатель "нормальности", необходимой для жизни в обществе?

цитата

Вот у меня есть фронтовой товарищ. Старый человек, а тоже не сразу меня понял. Приехал он ко мне в гости и стал кричать, что я позорю звание офицера Советской Армии, хожу оборванцем, хуже хиппи. «Как, – говорит, – ты мог так низко опуститься? У тебя пенсия сто восемьдесят целковых. Народ тебя кормит и поит, а ты его позоришь! Бери, – говорит, – пример с меня». Сам он чистенький-чистенький, одет как с иголочки. Психовал, бушевал…

Я развернул сверток, а там новое пальто. Примерил я его, похвалил, сказал ему спасибо. А когда он уехал, пошел в универмаг, сдал пальто и отправил ему деньги. Ну, думал, он меня разнесет за это. Ничего подобного, все понял – и извинился.

Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах. Сначала я этого не видела, ну, не обращала внимания. Ну дедушка и дедушка. А потом Димка как-то меня спросил, почему ты ходишь как нищий? Над ним, говорит, из-за этого все смеются и дразнят Заплаточником. Тут я присмотрелась к тебе и увидела, что ты на самом деле весь в заплатках… И пальто, и пиджак, и брюки… И ботинки чиненые-перечиненые, с железными подковками на каблуках, чтобы не снашивались.

свернуть

Также мне тяжело было читать о том, как Лена постоянно себя называет дурочкой, всячески самоуничтожаясь и подчеркивая свою заниженную самооценку.

цитаты

Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка – до самых ушей.

Рыжий вылетел обратно, схватил меня за руку, втащил в класс и снова загоготал. И каждый на его месте сделал бы то же самое.
Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота. Никто ведь не виноват, что я такая нескладная. Я и на Рыжего не обиделась и даже была ему благодарна, что он втащил меня.

— Вот дура какая, – сказала она. – Только сейчас поняла, что они надо мной смеялись. – Ленка вся вытянулась, тоненькая, узенькая. – Мне надо было тогда тебя защитить… дедушка!

Я вижу, вижу себя со стороны – ну просто я была какая-то дурочка… – И тихо добавила: – Правда, дурочка с мороза.

— Не хвали меня, пожалуйста, – сказала Ленка. – Я ведь плохая. Я на самом деле – предательница!.. Я это сейчас, сейчас поняла до самого донышка.

Ох и видик у меня был, наверное, – восторженная дурочка. Но я о себе и не думала, у меня на душе было хорошо, и хотелось сказать всем что-нибудь необыкновенное.

Дедушка, – сказала Ленка, – ты представляешь, какая я была дура.

Робкий быстрый взгляд ее беспокойных глаз говорил Николаю Николаевичу: какая же я глупая, никчемная и жалкая… На лице Ленки опять жила ни на что не похожая, только ей одной данная, только от нее одной исходящая улыбка, Ленкина улыбка, которая сейчас просила за все прощения.

— Я хочу, чтобы все видели, что я страшилище!.. Что я настоящее чучело!

свернуть

Но постепенно я втянулась, сюжет начал набирать обороты, а такой характер Ленки показался вполне естественным, объясняющим все произошедшее. И тут я не столько про буллинг, скорее про ее жертвенность, про чрезмерную ее привязанность к первому, кто проявил к ней симпатию, ведь это сильно напоминает созависимость.

цитаты

«Я сбегаю!» – восторженно закричала я, рванулась, зацепилась ногой за ногу, грохнулась об асфальт и разнесла коленку в кровь.
«Вот недотепа, – сказал Димка. – Ждите меня за углом», – и побежал в школу.
«Не угодила!» – хихикнул Валька.
свернуть

Любопытно было обдумать и поведение учительницы. С одной стороны, можно ее осудить, ведь роль классной руководительницы в те времена была иная, чем просто отработать положенные часы в школе. Мне кажется, раньше учитель выступал наставником, должен был заботиться о воспитании детей, об их моральных ориентирах, следить за их поведением, не зря же постоянно проводились различные собрания и открытые разборы проблемных ситуаций. Тут же с первых дней Лены в школе видно, что классной руководительнице не до нее, она не представляет ребятам новенькую, не решает первоначальный вопрос, какое место в классе занять, не отслеживает то, как принял коллектив новую ученицу. Но, с другой стороны, в наше время, когда личное ставится выше общественного, можно понять и ее, ведь девушка находится во власти чувств, любовь не спрашивает, когда завладеть сердцем, она не готова ждать летних каникул) Учитель тоже лишь человек, который не может личное оставить за порогом школы, хоть это и приводит к весьма трагичным последствиям.

цитата
Маргарита Ивановна молча слушала ребят. Но чем она больше их слушала, тем ужаснее себя чувствовала – какой же она оказалась глупой, мелкой эгоисткой. Все-все забыла из-за собственного счастья.
свернуть

Для меня скорее жесткое решение Маргариты Ивановны по поводу лишения детей поездки выглядит катализатором всей этой ситуации. Именно желание действовать по принципам строгой дисциплины запускает механизм жестокости и не в учителе ли дети видят пример того, что "справедливость" требует отбросить сочувствие и понимание? А может вопрос даже не в классной руководительнице, а во всем обществе, где "измена идеалам" - повод для унижения, преследования и наказания?

цитаты
— А за измену идеалам знаешь что полагается? – строго спросила Миронова.
— Что? – Васильев посмотрел на нее круглыми глазами.
— А вот что! – Лохматый развернулся и ударил Васильева.
Удар был сильный – Васильев упал в одну сторону, а очки его отлетели в другую. Он уронил авоську и рассыпал продукты.
Все ждали, что будет дальше.
Васильев встал на четвереньки и начал шарить рукой в поисках очков. Ему было трудно, но никто ему не помогал – его презирали за измену идеалам. А Валька наступил тяжелым сапогом на очки, и одно стекло хрустнуло.
свернуть

Так же поражает, как жестоко учитель позволяет себе говорить с учеником, унижая его.

цитаты

Она его стыдила-стыдила, ругала-ругала…
Сначала, что мы жалкие людишки. Потом – неблагородные и неблагодарные. И не понимаем хорошего отношения и человеческого участия.

А она ему: «Трус, жалкий, презренный трус!»

свернуть

Можно и к ней отнести эту цитату

Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться и выворачивать и без того слабые их души наизнанку, если они даже виноваты.

Стоит ли удивляться тому, что и дети впитывают такую жестокость как норму? Бойкот как средство воспитания не был придуман этими ребятами, но дает ли такое воспитание хорошие плоды? Или дети привыкают быть безжалостными, травить "иного"?

цитаты

— Ребята, все по закону… Собак беру бродячих…
— Уходи! – приказала Железная Кнопка. – Не годишься ты для нашего дела.
— Почему? – удивился Валька. – Разве я с вами не заодно? Разве я не гонял Чучело?

— Не ожидала я такого от Чучела, – нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из вас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите. Вот так, ребятки. Ну, привет.

— Я понимаю, тебе трудно… Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо!
Ленка подошла к Димке вплотную – стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.
— Садани его по роже! – крикнул Лохматый.
Димка резко повернулся к Ленке спиной.
— Я говорила, говорила! – Железная Кнопка была в восторге. Голос ее звучал победно. – Час расплаты никого не минует!.. Справедливость восторжествовала! Да здравствует справедливость! – Она вскочила на парту: – Ре-бя-та! Сомову – самый жестокий бойкот!
И все закричали:
— Бойкот! Сомову – бойкот!

— Гоняли ее, били! Смеялись над нею, – сказал Васильев. – А Сомов молчал.
— И вы молчали, Маргарита Ивановна, – вдруг тихо, но внятно и беспощадно произнесла Миронова.

— Как же ты все скрыл?… – неожиданно чужим высоким голосом спросила у Димки Маргарита Ивановна. – Как?! – Она в гневе схватила его за плечи и сильно встряхнула: – Отвечай! Тебе не удастся отмолчаться. Придется все рассказать!



свернуть

Читая книгу, я вспомнила фразу, которая поразила меня в книге. Борис Васильев - Завтра была война "И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!"
Не знаю, какие уроки любви давали героям данной книги, но уроки ненависти они точно хорошо впитали. И самое страшное, что даже хорошие ребята совершали ужасные поступки, полагая, что так и нужно по справедливости наказывать предателя, не прощая врага, чтобы и другим неповадно было совершать подобные преступления.

Можно долго писать об этой книге, анализируя и причины травли, и поведение каждого отдельного участника, особенно Димкино поведение, которое для меня осталось несколько непонятным, но тогда моя рецензия выйдет слишком объёмной.
Но все же не могу не упомянуть о сцене в парикмахерской, когда тетя Клава сначала навешивает на девочку вину за то, что ее Толик не увиделся с отцом

спойлер
(вот странные взрослые, никак не решают свои семейные проблемы, отец много лет не может приехать в соседний город на встречу с сыном, видимо, особо и не нужно ему это, а виновата оказывается Ленка)
свернуть

, а потом, проникнувшись сочувствием, призывает не прощать обидчика, ведь должна же быть хоть у кого-то гордость ( скорее всего, сама Клава много раз прощала мужчинам подлости)

цитаты

моего Толика отец в Москве. Он его три долгих года не видел. Толик ночи не спал, придумывал, как они встретятся, о чем будут разговаривать и куда пойдут… Я ему: «А может, у отца работа?» А он мне, глупенький: «Пусть с работы ради меня отпросится… Родной же сын приехал!..» Я так хотела, чтобы он подружился с отцом. А ты моего рыженького под самый корень срезала.
Ну ладно, ладно, я тебя учить не буду, не моего ума это дело. Сама в жизни много глупостей наделала. – Решительно надела халат и достала инструменты, гремя ими. – Только ты его не прощай!.. – Повернулась к ней гневным лицом: – Дай слово, что не простишь!

Ты будь гордой! Кто-то же должен не прощать!.. Милая моя, золотая, я из тебя такую красотку сделаю! Он закачается!.. А ты плюй на них, на мужиков, направо и налево…



свернуть

Подводя итог, книга очень любопытная, в финале автор все раскладывает по полочкам и каждая сестра получает по серьгам.

спойлер
Достанется и учительнице, которая осознаёт свою вину, и дедушка перестанет быть Кащеем и поймет, что картины могут служить на общественное благо и незачем их прятать у себя дома, а у него, помимо славного прошлого, есть жизнь в настоящем и будущее, где он нужен и любим.
свернуть

А жестокие ребята откроются с иной стороны и мы узнаем немного о том, что заставляло их быть такими.

цитаты

— Ну хватит! – сказал Николай Николаевич. – Что мы с тобой, как два дурачка, разревелись у всех на виду! Мы что, хороним кого-нибудь?… Наоборот – мы живы! Мы живем на полную катушку! Мы совершим еще что-то замечательное!

Одни из них забыли, что они сами тоже гоняли Ленку. Другие забыли, что жили, как будто вся эта история их не касается. Третьи – что хотели заступиться за Ленку, да не успели… Каждый, конечно, чувствовал какую-то неловкость перед самим собой, перед другими, но в этом трудно признаваться, и все они дружно и единогласно обвиняли одного Сомова.

всегда был как все. Все били – я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться. – Он почти кричал или почти плакал: голос у него все время срывался. – А теперь – точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий!» – я все буду делать по-своему, как считаю нужным. – И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобожденно вздохнул.

– Ребя! Она добрая!
— Какая она добрая! – Лохматый оттолкнул Попова, но почему-то не стал с ним драться. – Ты вглядись в нее, олух!
— Ну, не добрая я! – зло сказала Шмакова. – На добрых воду возят.
— Она наговаривает на себя, – сказал Попов.
— Не нуждаюсь я в твоей защите, Попов, – сказала Шмакова. – И сидеть я с тобой не хочу. – Она взяла свой портфель. – И вообще, я люблю перемену мест, – почти весело, с вызовом пропела она своим обычным голосом. – Сяду я к бедному Димочке, а то его все бросили. – И она села на Ленкино место.

— Эх вы! – Железная Кнопка с презрением посмотрела на класс. – Ну тогда я одна объявляю Сомову бойкот. Самый беспощадный! Вы слышите? Я вам покажу, как надо бороться до конца! Никто никогда не уйдет от расплаты!.. Она каждого настигнет, как Сомова! – Голос у Мироновой сорвался, и она заплакала.

— Все из-за нее! Из-за нее! – твердила Миронова, вытирая слезы. – Из-за матери моей… Она считает, что каждый может жить как хочет… и делать что хочет… И ничего ни с кого не спросится. Лишь бы все было шито-крыто!.. И вы такие же! Все! Все! Такие же!..

— Каждый свою выгоду ищет! – радостно крикнул Валька. – Что, неправда?
— А Бессольцевы? – спросил Васильев.
— Бессольцевы!.. – Валька презрительно ухмыльнулся: – Так они же чудики, а мы обыкновенные.

Ты оказался прав: никакая я не милосердная. Помнишь, я тебе про Рыжего рассказывала, что он как цирковой клоун, что ему и парика не нужно, что он от рождения рыжий. И все ребята над ним хохотали, и я хохотала, и он сам над собой смеялся громче всех, и у него от хохота даже слезы стояли в глазах. Помнишь?
— Конечно, помню, – ответил Николай Николаевич.
— А почему он такой, – с беспокойством спросила Ленка, – как ты думаешь?
— Потому что рыжий. Все кричат: «Рыжий! Рыжий!..» А он боится этого и старается не выделяться. Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется.

свернуть

Так что рекомендую данное произведение не только подросткам, но и взрослым, ценящим советскую литературу. Особенно интересно сравнивать данную историю с произведениями Анатолий Алексин - Безумная Евдокия и Борис Васильев - Завтра была война ,где так же писатели противопоставляют отдельную личность и коллектив, который может как поддержать ребенка в борьбе против давления внешних сил, так и служить их послушным инструментом. картинка Tin-tinka

Комментарии


Тоже ещё в детстве как-то попала на трансляцию фильма по телевизору, но помнится только конец, когда уже доставали портрет и реакция класса. До книги так и не дошли руки, да и фильм оставил такое мрачное впечатление, что до сих пор что-то отталкивает меня от чтения.

Для меня скорее жесткое решение Маргариты Ивановны по поводу лишения детей поездки выглядит катализатором всей этой ситуации.

Мне тоже так какжется, но у нас были похожие методы в школе. в поход/музей не идём, ибо нашкодили, а классные часы вообще превращались в чтение лекций и напоминание, что родители должны нами заниматься, а не только кормить и поить. А я вот считаю, что школа больше влияет на формирование характера, но это прям имхо-имхо, но учитель- вдохновитель -  это большое везение, достаточно одного.


фильм оставил такое мрачное впечатление, что до сих пор что-то отталкивает меня от чтения.

аналогично, из-за фильма и тяжёлого впечатления от него, я к книге долго не могла подступиться, но сейчас думаю, что книга лучше)

в поход/музей не идём, ибо нашкодили

У меня в школе вроде не было подобных наказаний, но мы и не ходили никуда со школой, все экскурсии организовывала моя мама как член род. кома, т.е. учителя не участвовали от слова совсем, им это было не интересно видимо.
И классных часов с "лекциями" не помню, обычно решались какие-то текущие вопросы, проводились репетиции для выступлений на праздниках или рисовались стенгазеты развлекательно-познавательные. Т.е. такого внимания к воспитанию не было, как, например, сейчас, когда ввели обязательные уроки нравственности и патриотизма.

Помню как-то ругали наш класс из-за того, что некоторые ребята курили недалеко от школы и там их накрыли, и прогул как-то был массовый, но я тогда болела, так что меня и не коснулась, но в любом случае, никаких особых штрафов для всего класса не было.


Я развернул сверток, а там новое пальто. Примерил я его, похвалил, сказал ему спасибо. А когда он уехал, пошел в универмаг, сдал пальто и отправил ему деньги. Ну, думал, он меня разнесет за это. Ничего подобного, все понял – и извинился.

Какой показательный случай! ) Друг, видимо, понял, что сопротивляющегося вытащить невозможно, так что пусть тонет в своём болоте.

Лена постоянно себя называет дурочкой, всячески самоуничтожаясь и подчеркивая свою заниженную самооценку.

Видимо, этот дедушка внёс свой весомый вклад в снижение самооценки внучки.

про чрезмерную ее привязанность к первому, кто проявил к ней симпатию

Мне кажется, что это говорит о недолюбленности в своей семье.


дедушка внёс свой весомый вклад

не, дедушка с внучкой совсем недавно, как мне кажется, стал контактировать. Ее родители часто в экспедициях и отправили ее к деду, так что возможно ощущение ненужности от родителей идет, не получил ребёнок поддержки и любви от родителей, а дедушка тоже брешь не заполнил:(

Но тут можно лишь догадываться, для автора Лена некий образец для подражания, а на мой взгляд такая жертвенность скорее ненормальна.

Людмила, а ты смотрела фильм или может книгу читала? Мне кажется, тут есть о чем подумать, так что рискну тебе посоветовать эту историю


Книгу я не читала, а фильм когда-то смотрела, но уже плохо помню подробности.

возможно ощущение ненужности от родителей идет, не получил ребёнок поддержки и любви от родителей, а дедушка тоже брешь не заполнил:(

Да, согласна с тобой. Конечно, виноваты, прежде всего, родители, которые просто спихнули девочку на странноватого деда. И упомянутая недолюбленность идёт, видимо, ещё из раннего детства.

для автора Лена некий образец для подражания, а на мой взгляд такая жертвенность скорее ненормальна.

И я тоже считаю, что такое жертвенное поведение говорит о серьёзных психологических проблемах девочки. Её самоуничижение, о котором ты пишешь, и явная нелюбовь к себе – очень тревожные звоночки. Хорошо ещё, что до нанесения себе увечий дело не дошло.


А быт может, друг понял не о болоте,а о том,что дедушка, как и внучка, несёт на себе жертвенность во имя собирания наследства? Он же для города старается? Я всегда сочувствую этому персонажу, за его благородством заштопанность одежды не замечаю.... Зла собой он не несёт. А то , что его внешний вид влияет на внучку, согласна. Но он может объяснить,чтотемуиэтожить не мешает. Он такой, как есть. Говорю это с болью: сама живу с мамой, которая так воспринимает жизнь. С уважением, Людмила и Галина.


Возможно) Но я лично, очень не люблю жертвенность персонажей, мне кажется, это не тот идеал, в которому нужно стремиться и показывать в положительном свете, это скорее некий изъян воспитания, не норма для счастливой жизни человека.

Картины он первоначально собирал вовсе не для города, для себя, этакий куркуль)) Т.е. он никого не приглашал в гости, не показывал их, отказывал музеям в возможности их выставлять. Так что мне он представляется таким коллекционером -единоличником, которого лишь финал книги исправил, за что автору спасибо;)

Екатерина, а в чем вы видите его благородство? То что он не зверь -это да, но помните момент, когда он так сильно ударил внучку по лицу, что она отлетела? Из-за картин опять же.

Он не делает зла, но и добра не было от него никому, он жил эгоистом. Те же яблоки в саду- он не гонял ребят, когда они их воровали, но и не угостил, не сказал заходите берите сколько нужно.

Его внешний вид, конечно, его личное дело, как и нелюдимость, тут именно приезд внучки сделал этот момент важным, потому что если ему не мешали "дразнилки" и всеобщее осуждение, но на ней это здорово сказалось, дети часто даже более жестокие, чем взрослые :(

Но тот же дедушка ничем не повлиял на детей, не подал им положительный пример, не заинтересовал искусством и т.д., т.е. если бы не финал, то никакого благородства в нем бы и не проявилось бы. И даже внучкой он особо не интересовался, не проводил с ней время.
Помните дедушку из книги Альберт Лиханов - Мой генерал , как думаете, какой дедушка более положительный персонаж?


Да,вы во многрм правы. Я просто сейчас деталей не помню. Но он жил один, внучка далеко,как и дети. Он и собирал картины, не думая о благе семьи. А тут и внучка появилась, новое. Он меняется, как и девочка.
Я же к жертвенности отношусь с огромным уважением. Но вы правы, говоря, что она часто болезненна. Сразу вспоминаются Святые, религиозность в целом, жития. Но жертвенность жертвенности рознь. Тут такой непростой вопрос. Надо разбираться
Когда родробнейше пыталась разобраться в творчестве Быкова, то первую книгу дневников и стихотворений его читала ....и , поверьте, зубы стали болеть, да так,что ряд выпадали. "я побит, начну сначала .."- так называется. В ней суть переживаний автора обо всём. Также прочла тогда какую-то его книгу конкретно о "Чучело". Названия не помню, но распечатали мне её. Советую найти. Я на неё тогда через любимую Википедию вышла. Также о стремлении к понять жертвенность и добро говорит буквально минутный фильм Быкова и Санаевой. Он везде есть. О девочке. У меня дома после его просмотра черным написано: пересматривать никогда не буду. Я коричала тогда от ужаса, Галина. Быков - человек, "кожей" чувствовавший, в чем добро, а в чем зло. С уважением


жертвенность жертвенности рознь.

Согласна с Вами, Екатерина. Вот, например, эгоизм бывает здоровым и нездоровым. Причём здоровый эгоизм просто необходим человеку для выживания. То же самое можно, наверное, сказать и о жертвенности, которая тоже бывает разной.

прочла тогда какую-то его книгу конкретно о "Чучело".

Интересно, что у Быкова менялось представление образа Лены. Вот что пишет об этом Википедия:
«Первоначально в представлении Быкова образ Лены был совершенно далёк от того, который сыграла Орбакайте. В его представлении Лена имела воздушное открытое лицо невинной жертвы, но потом Быкову показалось, что типаж, который он искал, больше напоминал «хитрую аферистку», и в итоге Кристина была наконец вызвана на кинопробу, которая длилась всего 4 минуты, после чего Быков вынес окончательный вердикт».

о стремлении к понять жертвенность и добро говорит буквально минутный фильм Быкова и Санаевой.

Я не видела этот фильм, а после Вашего описания даже как-то страшно его смотреть. Но я видела другой фильм - «Похороните меня за плинтусом». И читала одноимённую автобиографическую повесть Павла Санаева, по которой он был снят. Вы знакомы с этой книгой? Её автор – сын Елены Санаевой и пасынок Ролана Быкова. Он, кстати, в фильме «Чучело» играл роль одноклассника Лены. Но это было уже после того ужаса, который ему пришлось переживать в течение 9 лет (от 2 до 11 лет) единственного и неповторимого детства, которое зачастую накладывает неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Кошмар этот он и выплеснул на страницы своей книги, которая имела большой успех.


Здравствуйте, Людмила. Я перепутала изначально, и вас сбила: повесть написана В.Железниковым, снимал же Ролан Быков. Со всем согласна с Вами.
Конечно, книгу и фильм Павла Санаева, его приемного сына, писателя и режиссера читала. И так же, как вы, уже много лет назад поняла, что она стала выплеском всего накопленного в детсве. После прослушала все его интервью, шгде он прямо всегда говорит, что бабушка была больна, ее муж, его дед, знаменитый актер, долгие годы ухаживал за ней, очень любил. Фильм не понравился когда-то. Я по-иному видела всё то, что прочла. Бабушка была больна, а не так жестока, как ф киноверсии самого же Санаева. Как-то так. С уважением.


Здравствуйте, Екатерина! )

Я перепутала изначально, и вас сбила: повесть написана В.Железниковым, снимал же Ролан Быков.

Нет, Вы меня не сбили. Я знала, кто написал повесть и кто снял фильм.

Бабушка была больна

Да, это так. Но этот факт не только не уменьшает, а, наоборот, даже увеличивает вину родителей Павла и отчасти его дедушки. Ведь ответственность за искалеченное детство мальчика лежит именно на них. Мать и отчим (прежде всего – мама, конечно) не должны были оставлять ребёнка с психически больным человеком не только на 9 лет, но и даже на 9 дней. Очень жаль мальчика, брошенного на произвол этой неадекватной бабушки.


Согласна полностью, но понимали ли родители, с кем оставляют ребенка? На мой взгляд, Железников и Быков прежде всего говорят, как же врач семьи, любви глубок и важен. Чтобы растить ребенка в мире, покое, любви, столько надо обдумать и ,главное, первые годы малышу мама должна ему дарить.... Спасибо большое.


Со всем согласна,но книга для меня лично значима сильнейше. Всего не перечислю. Но сама училась 9 лет, де травля со стороны мальчиков ко всем девочкам была всегда. Доходило до рукоприкладства. ВСЁ идёт от семьи. Учитель совсем не Бог, он помощник семье. Если есть ребёнок, его воспитывают взрослые. Там он получает основы нравственности. Дети, позволяющие себе жестокость,- несут это из семьи или её отсутствия, даже формального, как "дети улиц", скажем. Таких много.
Конечно, жертвенность героини и дедушка особые, больные.. и тут вопрос, скорее, психики. Но это особые случаи. Ролан Быков, действительно, приоткрывает завесу скрытого, о чем многие не додумываются.
Герой-мальчишка пытается быть хорошим и вашим, и нашим. Трус-Димка? Да. Здесь Ленка поняла верно. Но встань он на сторону Ленку, будет презрение со стороны верхушки класса...
Жестокие дети в классе имеют полноценные семьи? Имею в виду героев ...
Учительница думает о браке....
Вопросов столько, что ...можно писать доклады. Одно: Быков- гений, Галина. С уважением


Конечно учитель не Бог, тем более в наше время, как мне кажется, у учителей еще меньше авторитета стало:(

Но совместные усилия нужны и школа тоже должна давать нравственные ориентиры, я про это напишу в следующей рецензии, хороший нон-фикшн про травлю прочла и хочется поделиться)

Жестокие дети в классе имеют полноценные семьи?

было бы слишком просто делить семьи на полноценные и не полноценные и в этом видеть причину всех проблем. Разводов много и вовсе не значит, что если у ребёнка родители вместе живут, что он в счастливой семье живет, как раз многие повторяют жестокость которую видят у родителей, например отец бьет/унижает мать или бьет детей -такие дети часто сами становятся агрессорами, но об этом тоже в следующей рецензии)


Да, да, я все это имею в виду. Жесткость в целом жизнь рождает. Здесь воспитание важно. Умение реагировать на нее. Быть добрым - тоже подвиг. А когда на фоне жестокости ты добр - ты сразу становишься прокаженных, наверное. Быть добрым в хаосе, на войне - можно ли? В общем, много так вопросов. Все будет зависеть от ситуаци и человека в ней.
Да, учителя уже после расписада СССР стали винтиками. Неголосовно говорю. Пришла в школу учителем в 2000-ом, знала, куда иду. Люблю преданно школу и все ,что с ней связано. Бороться с системой, которая требует жёстко отчетностей, достижений себя и детей, ....выдержит не каждый, поверьте. Оставшиеся учителями и пришедшие сегодня знают, что за их труд в крупных городах отлично платят... Добро и нравственность смогут ли быть, по сути , на первом плане в планировании учителя? У единиц- ВСЕГДА. Многие выбирают частные школы или семейное воспитание. Как-то так. С уважением


9 лет обид от мальчишек -это очень грустно. А у нас был хороший класс, никого не травили, хотя не то чтобы все одной кампанией ходили, просто не мешали друг другу, было много разных группок по интересам и не пытались как-то иных задеть. Так что мне сложно такую ситуацию, как в книге, понять


А я как раз опасаюсь давать подобные вещи читать своей дочери подростку, любящей драматизировать и обосабливать себя от коллектива, ищущей какие-то скрытые мотивы и не доверяющей миру. Такие книги только еще больше укрепят ее в исходной враждебности мира.


Да, тогда вряд ли стоит. Я вообще не уверена, что это книга для подростков, по крайней мере моя десятилетняя дочка не заинтересовалась, мы вместе слушали первую треть, но ей не зашло, так что я заканчивала уже в одиночестве. Может рано, ближе к 14 надо было предлагать, всё-таки очень не детская история и лишь в конце автор как-то пытается объяснить все происходящее, вначале же очень-очень мрачно


Известные мне случаи травли ребёнка одноклассниками, числом 3, очень разные. По каждому можно было бы написать если не повесть, то новеллу. И ни один даже отдалённо не похож на ситуацию, показанную в фильме (книгу я не читал).


В книге/фильме слишком сложно, т.е. принятие вины за другого и т.д.? В жизни просто человека травят, потому что он иной?


Да, потому что иной. Слишком выделяется (и решительно без разницы, чем именно). Мои три случая:
- девочка критично отстаёт в развитии от одноклассников
- мальчик слишком умный, да ещё и добрый
- девочка очень болезненная, да ещё и плохо учится
В первом случае девочку забрали из школы. Второй и третий случай были не слишком яркие, и травля как-то сошла на нет.