Больше рецензий

Melbourness

Эксперт

, попутанный бесом графомании.

17 октября 2023 г. 07:51

461

3.5 Американский фундаментализм

"ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
1) общественные идеологические религиозные движения, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истокам". Фундаментализм близок к различного типа ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, противостоит, в т. ч. насильственными средствами, процессу перемен, обновлению
2) Течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма. Сложился в южных штатах США в 1910-х гг., отвергало любую критику Библии."
(с) Большой Энциклопедический Словарь

Тяжелая в прочтении книга, отличительной чертой текста являются бесконечные повторения предложений слово в слово по нескольку раз. С помощью этого приема Фолкнер погружает читателя в подобие транса. Время и место отодвигаются на задний план, схлопываются или произвольно растягиваются. На первый план выходят слепая вера в собственную непогрешимость и полная неспособность к прощению. В Джефферсоне всякое чувство вытравливается, жить и дышать можно как будто только по Библии в самом худшем закостенелом ее понимании протестантизма. Горе тому, кто выкажет нормальные человеческие эмоции. Не место здесь любящему и горюющему по погибшей жене мужу. Не место мальчику, впервые полюбившему девушку. Невенчаную беременную женщину пожалеют, но как только родится ребенок, выставят ее вон. Потому что нечего позорить город, еще развратит их дочерей своим примером. Так и живут джефферсонцы под всевидящим и всесудящим оком своего бога, уверенные что можно только так, а не иначе.

В книге сплетены три сюжета. Главная героиня первого, Лина, беременная от проходимца Лукаса, отправилась искать его в надежде создать полноценную семью. Слабо понимаю, что творилось у нее в голове в этот момент, но Лина даже будучи на сносях и пройдя очень длинный путь от Алабамы до Джефферсона, абсолютно уверена, что в конце пути ее ждет радостный почти муж в дверях чистенького светлого домика. Она рассказывает всем желающим слушать одну и ту же историю: пожениться не успели, потому как он на заработки рванул, и обещал письмо прислать как обустроится на новом месте. Да вот потерялось письмо, видать, пришлось самой его разыскивать, расспрашивать где только возможно, полагаясь на помощь чужих людей. Лину жалеют, ей не хотят раскрывать глаза на истинное положение вещей. Малахольной барышне не отваживаются сказать, что нет никакого домика, а любовник удрал от нее как можно дальше, и любви никакой тоже не было, так, блуд один. Слепая удача, что ей повстречался в итоге хороший парень. Их история заканчивается очень правдоподобно и буднично: и вправду, почему бы не посмотреть мир еще немножко?

Центральный герой двух остальных сюжетов - Джо Кристмас. Истории о его детстве и юности, первой любви и первом столкновении с внешним миром образуют вторую, очень значительную, часть книги. Тут я, пожалуй, впервые подумала именно о протестантском фундаментализме. Приемный отец малыша Кристмаса, этот каменный истукан без малейших эмоций и чувств, кроме чувства собсвенной праведности, возвышается над всем, готовый раздавить любой росток непослушания, инакомыслия и просто радости. Неудивительно, что повзрослев приемыш взбунтовался, и финал бунта оказался тоже закономерным. От окровавленного пола на деревенских танцульках началась дорога длиною в два десятилетия. Она приведет Джо в Джефферсон, где в течении нескольких лет у него будет подобие спокойной жизни, кров, еда и даже женщина, желавшая ему только добра. Вот именно этот последний, ключевой сюжет, связавший поздно вспыхнувшую страсть, убийство и тайну происхождения Кристмаса, пожалуй является самым драматичным. Читая историю появления Джо на свет и смерти его несчастной матери, я вспомнила "убийства чести", до сих пор случающиеся в разных странах по всему миру.

Характеры всех героев, главных и второстепенных, выписаны очень хорошо, не придерешься. И как я ни пыталась найти хоть щелочку нелогичности в сюжете или человеческих отношениях, так и не смогла этого сделать. Да, роман это монолитен, до него надо дорасти, читается он очень тяжело, и впечатление оставил сумрачное. Назвала бы я его великим? Субъективно говоря, нет. Запоминающаяся вещь и не более того. Буду ли я еще читать Фолкнера? Однозначно да.

Прочитано в рамках Литературного Турнира 3 за команду Средиземноморья.