Больше рецензий

18 октября 2023 г. 23:23

335

3 Пропавший без вести

«Аме́рика» (нем. Amerika), или «Пропа́вший бе́з вести» (нем. Der Verschollene) — первый (неоконченный) роман Франца Кафки, над которым он работал в 1911—1914 гг.

Перед нами (несмотря на главную тему сюжета - "классовые отношения") - типичный "роман взросления" (Россману в сюжете - 16 лет), где некоторая нерасторопность и пугливость главного героя - понятна и оправдана. Другое название романа "Пропавший без вести" - ещё более объясняет самого героя: странного, тихого и одинокого мечтателя, который не смог понять или принять окружающую реальность.

В тоже время это роман о "маленьком человеке" в большом механизме "цивилизованного общества" (возможно, главная тема творчества Кафки наряду с "поиском Бога"): "маленькие люди" в своих положениях представлены здесь в изрядном количестве: начиная в самом начале с кочегара на корабле, продолжая "бродягами" на дороге, кухаркой на кухне отеля, лифтерами в отеле и т.д. Отель "Оксиденталь" здесь представляется аналогом "Вавилонской башни" и "человеческим муравейником" где работники самых "мелких должностей" бьются за "место под солнцем" несмотря на всю абсурдность и комичность их положения. Другая грань романа - это описание "личного рабства" которое происходит в квартире певицы Брунельды.

У Кафки простой и понятный (но в тоже время сложный) стиль, но за которым скрываются глубины "поиска человеческой души" и попытки понять человеческое общество. Кафка намерено создаёт за странным и несколько надуманным сюжетом (хотя, и сюжета здесь как такового - нет) - фарс и абсурд вперемешку с "комедией положений" и отдельным "магическим реализмом" где вытаскивает из персонажей всё их "гнилое" и "тёмное". Однако, несмотря ни на что, Кафка блестяще создаёт тонкую психологию как самого повествования, так и многих персонажей: он "копается" в психологии и показывает грани "отдельных бриллиантов".

Намеренная выдумка и фантазии здесь не так далеки от реальности - юный герой с самыми "добрыми намерениями" сталкивается с "враждебным окружающим миром", где за "цивилизованной вывеской" скрываются "настоящие джунгли".