Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2023 г. 12:46

86

5 Стану призраком чудесным

Гений Пушкин пообещал оставить после себя памятник нерукотворный с главою непокорной (любил славу поэт, что поделать!). Иван Бунин тоже оставил после себя пожелание:

Будущим поэтам, для меня безвестным,
Бог оставит тайну – память обо мне:
Стану их мечтами, стану бестелесным,
Смерти недоступным, – призраком чудесным
В этом парке алом, в этой тишине.

Такие мысли одолевали Бунина, пылкого любителя природы.

Собственно, первый поэтический этап (сборник разбит составителем О.Н. Михайловым на хронологические разделы), 1886 – 1899 гг., практически весь посвящён погоде, степям, ночи, весне, иногда морю. Стихотворный стиль, можно сказать, почти один и тот же, склонность к расхожим рифмам вроде «ночь – прочь», «печаль – даль». Михайлов отмечает сильное влияние Кольцова и Никитина; я не особенно знаком с их творчеством, но по стихам чьё-то влияние заметно. Это был как раз тот, отчётливо русский период, когда Горький хвалил поэзию Бунина безудержно.

Впрочем, думается, если бы это были все стихи, оставленные нам в наследство Буниным, его репутация не была бы так высока. Весь том демонстрирует активное развитие Ивана Алексеевича как поэта. В следующие два года прогресс невелик – пишутся большие произведения вроде знаменитого «Листопада», в 1901 году выходит «Из Апокалипсиса», стихотворение, написанное в свободной манере, предвосхищающее мистическую тему, первые, ещё редкие, пятистишия. Зато в период 1903 – 1908 гг. мы уже наблюдаем "бурное" расширение горизонтов: появляется сонет, строки различной длины; большую роль играет историческая тематика, как колоритно-русско-былинная, так и (можно сказать) археологическая, вдохновлённая каменными бабами; возникают стихи, навеянные путешествиями; но не забыт и родной край, рядом с которым маячит тема одиночества. Образы становятся красочнее и богаче («прибой жемчужный», «таинственный зигзаг летучей мыши» – буквально со случайно открытых страниц). Бунин становится всё глубже, путешествия по русской стороне превращаются в медитативные тонкие зарисовки и долгий путь вглубь своей личности. Чтение вместо приобщения к поэзии превращается в захватывающее проникновение и блуждание по огромному внутреннему зАмку нашего нобелевского лауреата, в эзотерический процесс взирания на мир глазами другого человека.

С этого момента сборник становится непредсказуемым – мы попадаем от Джордано Бруно в храм Солнца, появляются терцины, прекрасно освоенные Буниным (1907 год). Среди «героев» стихов кошки, Смерть, кладбища, Алёнушка, святые, и былое, былое...

Так и случилось, что достаточно обычное желание перечитать великого поэта обернулось цепью поэтических и духовных открытий, вполне возможно, главным событием осени. Не читайте Бунина по десятку стихотворений – попробуйте уделить ему побольше времени и посмотрите, что получится...