Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 октября 2023 г. 06:58

264

5

Книга заявлена как “любовный роман”, но честно говоря, для меня она стала намного большим и если бы все любовные романы были бы такого качества и настолько многослойными, то это стало бы моим любимым жанром.

О чем книга?
Книга о двух игроках го, которые сойдутся в немом поединке на площади в одном из оккупированных городах Маньчжурии: совсем юная китаянка, еще подросток, из хорошей семьи и солдат-японец, тоже из хорошей семьи, но его цели - завоевать чужую землю во имя славы своего отечества.

Эта игра начинается где-то в середине книги, и до этого читатель проникает внутрь жизни, головы, мыслей, вспоминаний, странствований этих двух таких разных людей. Книга написана маленькими главамы, очень приятная проза с органическими метафорами и особым шармом, где главы чередуются и одна глава - история жизни и мысли китаянки, а вторая глава - история жизни и мысли японца.

Жизнь китаянки была бы самой обычной, если бы не одно но. Она ходит в школу, влюбляется, задумывается о своей жизни вцелом. Но живет она на оккупированных Японией (“освобожденных от китайского гнета, независимые”) территориях. И это оккупация ощущается. Ощущается во внутренней эмиграции родителей. Ощущается в запретах, здесь и там. Ощущается в потере городом своей личины, души, и в незнакомцах-оккупантах / коллаборантах, гордо ходящих по улицам. Ощущается в темных предчувствиях беды, которая летает над городом… И редкими всплесками протестной активности, где одна песня может начать бурю. И в один из таких всплексков китаянка познакомилась со своей первой любовью… и все вернулось в обычную жизнь, с любовью, дружбой, предательствами, размышлениями, балами. Но обычной жизни во время войны // оккупации не бывает. Пытки могут быть в подвалах, и на казнь не обязательно являться, а выстрелы в ночи можно приписать только к “всего лишь учения”, но от реальности не убежать, как бы ты не старался. Рано или поздно она влетит в твой маленький мирок и поставит совершенно другие вопросы на кон…

Жизнь японца совсем не обычная. Его история начинается с того, как он был мобилизован и отправляется в Китай — завоевовать честь, славу и новые земли для батюшки Императора, а еще освобождать таких непокорных китайцев от коммунистического ига и западного тленного влияния, которое полностью уничтожает великую мновековую китайскую культуру. Но, к счастью, в его понятиях (как и его соотечествениках) можно восстановить настоящую культуру, без всего этого мрака, потому что японцы оттачивали и сохраняли ее в своих традициях и это дает им полное право научить этих “полуживотных” как жить и быть настоящим арийцем. Ну то есть китайцем, я хотела сказать.

И мы наблюдаем за его солдатским бытом. Можно заметить проблески человечности за всей этой муштрой / великими речами, когда он думает о матери, например. Но, разумеется, писать правду нельзя ни ему, ни ей - во-первых, как же мы посрамим доблестную самурайскую выдержку, а, во-вторых, более прозаично - цензоры читают абсолютно все. Мы наблюдаем за бойнями. И это было очень тяжело читать, поскольку слишком много жестокости, насилия и абсолютной бесчеловечности. И те маленькие эпизоды из этого как бы “любовного романа”, так же как и проникновение в голову обычного солдата, помогает понять как настоящие беды случились, к примеру, злополучный юнит из Харбина, или резня в Нанкине. И как такая монстрозность была культивирована, начиная от насилия в семье, а затем непроработаннами травмами после великих катастроф (к примеру, землетресение в Токио), и абсолютной иерахахией и чувством собственного величия (“мы - самая аутентичная раса”) с ригидным социальным кодом.

“Жестокость наших военных происходит из суровости воспитания, которое мы получаем. Детям постоянно отвешивают оплеухи и тумаки, их осыпают оскорблениями: таков привычный ежедневный ритуал общения с детьми. В армии, чтобы добиться от солдат безоговорочного подчинения и смирения, офицеры до крови избивают младших по званию и рядовых, лупят их по щекам остро заточенной бамбуковой линейкой.”

Ни любви, ни тоски, ни жалости. Только во славу, только смерть за … и никогда жизнь. Ни семьи, ни личного, ни самого себя — только нация, только она. А вместо любви — суррогат, солдат и продажные женщины.

И вот однажды они встретится, цветок только что распускавшейся обычной жизни и сапог, сметавший любую жизнь на своем пути и оставляющий только выжженное поле после себя. Их матч будет немым, но этого станет достаточно, чтобы сдвинуть что-то в каждом из них и посмотреть по-другому на свою жизнь и мир вокруг себя.



***

Мои ощущения?
Очень много триггерных тем, пару раз было прям дежавю, потому что ну слишком некоторые моменты походят на реальность. Даже риторика вся та, как будто бы под копирку. А затем вся эта жестокость и самые разные стороны войны… Любовь, если честно, так же как и, кстати, женская тема (а она в романе есть!) - все это ушло на второй план. Совсем другие слои подсвечивала моя личная реальность.

Но удивительно было то, что читать было не сложно. Можно было абстаргироваться, но при этом найти ответы на некоторые вопросы, провести параллели, узнать что-то новое и все еще наслаждаться и прозой и персонажами и самой историей.
Нет, она не была прочитана в один присест, но вполне могла бы быть, потому что очень увлекательное и познавательное чтение.



***

Вердикт: отличная книга, хоть и “любовный роман” во многих карточках книги, на самом деле намного глубже. Я думаю, вернусь к книге, возможно приобрету в бумаге и буду читать автора дальше. Темы (война, оккупация, насилие, пытки) хоть и триггерные, но не триггерили, а наоборот заставили задуматься о разных вещах, в том числе и откуда берется такое насилие.
Однозначно ценный опыт. Рекомендую.

——
Бонус, или как эта книга попала в прочтение:
Эта книга стала находкой, а была абсолютным сюрпризом: да, она выпала мне в тлене, но я все время ее откладывала, ждала хорошего момента, пока карта СиВа и рецензии не подсветили мне ход — “завоевание народа”, и бинго - можно и ход сделать, и тыгыдык еще тему закрыть, и наконец-то неприкаянная душа книги нашла свое предназначение.

---------------
Клуб тлена
Уютная Кофейня / Меню
Собери их всех / тыгыдык

Комментарии


"Любовный роман" - ? Даже не заметила, для меня это в первую очередь книга об истории, и граблях на которые мы постоянно наступаем. Риторика не меняется веками. Все те же позы и речи только лица меняются - романская, арийская, славянская, японская, китайская, арабская мармиза. А смысл один и тот же. Вы все не люди, а мы - боги.


да, эту книгу почему-то заносят в жанр "любовный роман", и здесь на ЛЛ, и на Литресе. Я его даже в одну из игр в Уютной Кофейне обозначила как "любовный роман", потому что все говорят же)) А оказывается книга совсем о другом...

Риторика не меняется веками. Все те же позы и речи только лица меняются - романская, арийская, славянская, японская, китайская, арабская мармиза. А смысл один и тот же. Вы все не люди, а мы - боги.

Очень страшная тема. А еще повторяющаяся, как какой-то проклятый цикл :( Только вроде кажется, что стало лучше, как опять все несется в пропасть и появляются люди и недочеловеки... :((


Спасибо за интересную рецензию, Рокси. Много мыслей после неё... и эмоции тоже.

В армии, чтобы добиться от солдат безоговорочного подчинения и смирения, офицеры до крови избивают младших по званию и рядовых, лупят их по щекам остро заточенной бамбуковой линейкой.

На эту тему читала недавно нон-фикшн. Ригидная иерархия, жестокость в армии по отношению к рядовым солдатам провоцировала жестокость этих солдат к тем, кого они считали "ниже" себя. Плюс пропагандируемая концепция "собственной исключительности", противопоставление остальному миру. Во время Первой мировой войны этого было намного меньше, как я поняла. И жестокости было намного меньше.

И как такая монстрозность была культивирована, начиная от насилия в семье,

Насилие в семье, культивирование, что "сильный всегда прав", даже если нет прямого насилия... Воздействие травмирующего опыта из детства, по крайней мере, можно понять. Но бывает и селективная эмпатия, которую трудно объяснить каким-то травмирующим опытом. Когда не получается избавиться от предрассудков относительно какой-то группы, и человек, видимо, даже не замечает, куда они могут привести, к каким опасным обобщениям... Мне кажется, история, если бы она чему-то учила, могла бы научить, что логика обобщений - это зло.

к примеру, злополучный юнит из Харбина,

Есть неплохой рассказ Кен Лю - L'homme qui mit fin à l'histoire где рассматривается история этого юнита. Точнее с помощью этого злополучного эпизода рассматривается, как вообще история и память об исторических событиях работают и влияют на настоящее.


Спасибо за интересную рецензию, Рокси. Много мыслей после неё... и эмоции тоже.

Спасибо, Ника! Я, кстати, когда ее читала, прям думала, что надо обязательно тебе порекомендовать книгу. Она сложная (эмоционально), но быстро читается (буквально на 1-2 вечера), и много слоев, и по твоей теме.

На эту тему читала недавно нон-фикшн. Ригидная иерархия, жестокость в армии по отношению к рядовым солдатам провоцировала жестокость этих солдат к тем, кого они считали "ниже" себя. Плюс пропагандируемая концепция "собственной исключительности", противопоставление остальному миру. Во время Первой мировой войны этого было намного меньше, как я поняла. И жестокости было намного меньше.

О да. Но, как я поняла, насилие в книге показывалось не только в самой армии, но даже такие холодные, как будто бы статуи, отношения в семье и с другими людьми. Да, разумеется, книга может быть очень предвзятой, потому что написана китайской девушкой, но хорошо коррелирует, к примеру, с Джеймс Клавелл - Сёгун . Это, конечно, хороший вопрос, потому что, если честно я о японской культуре/истории мало знаю, но вот эти витки насилия и как бы круги в обществе и та же риторика -- она прям повторяется и возобновляется в моменты / исторических ситуациях, когда вроде бы нормальное общество может погрузиться в "культ смерти/чести" и тд.

Насилие в семье, культивирование, что "сильный всегда прав", даже если нет прямого насилия... Воздействие травмирующего опыта из детства, по крайней мере, можно понять. Но бывает и селективная эмпатия, которую трудно объяснить каким-то травмирующим опытом. Когда не получается избавиться от предрассудков относительно какой-то группы, и человек, видимо, даже не замечает, куда они могут привести, к каким опасным обобщениям... Мне кажется, история, если бы она чему-то учила, могла бы научить, что логика обобщений - это зло.

Мне кажется, что от предрассудков возможно избавиться, но очень сложно, особенно на групповом/социальном уровне. И мне кажется, для этого нужно как и для травмы (некоторые факторы) -- спокойное / safe пространство без предрассудков к самому человеку, залечивание травмы, и переучивание другим опытом вокруг этой группы с осознанностью / близким вниманием к своему новому опыту. Но это очень сложно сделать даже на индивидуальном уровне, и это просто гипотеза, про групповой уровень -- вообще даже без идей :( Мне кажется, что попытки какие-то это решить были, но события октября показывают как сильно эти попытки, скорее всего, просто оказались провальными либо были захвачены радикалами, которым похрен на человечность, цивилизацию, главное "наказать плохих парней".

Есть неплохой рассказ Кен Лю - L'homme qui mit fin à l'histoire где рассматривается история этого юнита. Точнее с помощью этого злополучного эпизода рассматривается, как вообще история и память об исторических событиях работают и влияют на настоящее.

Спасибо за рекомендацию! Обязательно добавлю. Но мне про тот юнит очень страшно читать :((


когда ее читала, прям думала, что надо обязательно тебе порекомендовать книгу.

Постараюсь прочесть. Спасибо, что привлекла внимание к книге.

но хорошо коррелирует, к примеру, с Джеймс Клавелл - Сёгун .

Это интересно... Возможно, здесь не столько предвзятость, сколько субъективность. Китайская девушка в романе будет делиться своей перспективой.

и та же риторика -- она прям повторяется и возобновляется в моменты / исторических ситуациях, когда вроде бы нормальное общество может погрузиться в "культ смерти/чести"

Да, увы... в остатке получается, что история мало чему учит, а нормальность (или кажущаяся нормальность) общества, как правило, уязвима.

от предрассудков возможно избавиться, но очень сложно, особенно на групповом/социальном уровне

Мне тоже так кажется. Грустно, когда предрассудки глушат, блокируют проявления элементарного человеческого сопереживания людям, которым плохо. Не так важно, кого ты считаешь (более) правым или (более) виноватым. Важно уметь увидеть боль другого человека, даже если ты считаешь его неправым. А травма мешает это сделать. Ещё, на мой взгляд, может мешать loyalty своей стране/стороне (или, скорее, ложно понятое loyalty, но тем не менее).
Про индивидуальный уровень преодоления травмы ты так хорошо написала. Safe space - крайне важный фактор, наверное, и на групповом уровне. Как его обеспечить - это сложный вопрос.

либо были захвачены радикалами, которым похрен на человечность, цивилизацию, главное "наказать плохих парней".

Радикалы с их экстремистскими взглядами пугают... Даже если их не так много, они делают себя слышными(

Но мне про тот юнит очень страшно читать :((

Понимаю, Рокси( В том рассказе всё подано достаточно бесстрастно, отстранённо, но всё равно читать о таком тяжело.