Больше рецензий

7 ноября 2023 г. 01:54

451

5 Без прикрас

В школе творчество Александра Ивановича Куприна не особо меня заинтересовало: «Олеся» и «Поединок» оставили равнодушной, показались какими-то проходными, а «Гранатовый браслет» откровенно бесил и вызывал внутренний протест. Прошло много лет, наконец-то я прочла «Яму» – произведение, о котором слышала исключительно положительные отзывы от своих знакомых.
Основное действие повести разворачивается в одном из публичных домов на окраине крупного южного города. Произведение имеет историческую ценность, потому что не так уж часто такая щекотливая тема, как проституция, находила отражение у литераторов XIX – начала XX вв. Очень интересны сведения о том, как был устроен тогда этот бизнес, какие категории заведений такого рода существовали, как выглядело их внутреннее убранство, какие там были правила и порядки и т.д. Куприн также подмечает основные типы проституток и клиентов, их распространенные модели поведения и даже фразы. Иногда делает это колко и иронично.
Однако «Яма» – нечто большее, чем просто физиологический очерк (довольно популярный в XIX в. жанр, для которого характерно описание быта и нравов различных социальных групп, чаще всего «низших классов»). Для Куприна проституция – кровоточащая рана, из-за которой живые люди оказываются в положении неодушевленных вещей:

Хоть бы кто-нибудь во мне увидел человека! Нет!.. Гадина, отребье, хуже нищего, хуже вора, хуже убийцы!.. Даже палач... – у нас и такие бывают в заведении, – и тот отнесся бы ко мне свысока, с омерзением: я – ничто, я – публичная девка! Понимаете ли вы, Сергей Иванович, какое это ужасное слово? Пу-бли-чная!.. Это значит ничья: ни своя, ни папина, ни мамина, ни русская, ни рязанская, а просто – публичная! И никому ни разу в голову не пришло подойти ко мне и подумать: а ведь это тоже человек, у него сердце и мозг, он о чем-то думает, что-то чувствует, ведь он сделан не из дерева и набит не соломой, трухой или мочалкой! И все-таки это чувствую только я. Я, может быть, одна из всех, которая чувствует ужас своего положения, эту черную, вонючую, грязную яму. Но ведь все девушки, с которыми я встречалась и с которыми вот теперь живу, – поймите, Платонов, поймите меня! – ведь они ничего не сознают!.. Говорящие, ходящие куски мяса!

Этот монолог – крик души одной из важнейших героинь повести – Жени, проститутки, работавшей в публичном доме Анны Марковны, заведении «среднем», не самом роскошном, но и не самом «бросовом». Благодаря ее словам, мы осознаем, что самое страшное даже не во внешних условиях (хотя они тоже ужасны: побои, смертельные болезни и т.д.), а именно в обесчеловечивании.
У каждой девушки из дома Анны Марковны трагичная судьба. Причем в эти истории действительно веришь, здесь не какая-то банальная слезовыжималка. Для меня «Яма» ценна тем, что в ней все очень реалистично, нет чернухи ради чернухи и пошлой сентиментальности и романтизации проституции.
После прочтения задумываешься, как Куприн, будучи мужчиной, дворянином, смог так тонко прочувствовать и без фальши передать психологию проституток, их внутренний мир. Оказалось, что он долго изучал их жизнь, ездил по публичным домам и общался с девушками. Вообще Куприн – человек с прелюбопытной биографией. Он сменил огромное количество профессий: был и журналистом, и учителем, и зубным техником, и грузчиком, и цирковым артистом, и рыбаком, и шарманщиком (и много кем еще). Писателю хотелось попробовать абсолютно все: как-то он сказал, что мечтает на время стать женщиной, животным и даже растением. А однажды так заинтересовался воровской жизнью, что спланировал преступление, но вовремя остановился.
В общем, этот парень был из тех, кто просто любит жизнь. Интересуется ею и знает в разных проявлениях.

Борцы с Долгостроем