Больше рецензий

3 декабря 2023 г. 07:12

221

4

- Овод
- Этель Лилиан Войнич
- жанр: зарубежная классическая проза
-  352 стр.
<"Душа немая, у неё нет голоса, она не может кричать. Она должна терпеть, терпеть и терпеть..."
<"Приучая невежественных людей к виду крови, вы уменьшаете в их глазах ценность человеческой жизни."
__________
СЮЖЕТ
Италия 19го века на пороге глобальных перемен. В воздухе пахнет революционными настроениями.
Молодой и наивный герой, полный свободолюбивых идей и романтических иллюзий, узнает неприглядную тайну своего рождения, а также оказывается обманут своим духовником и не понят друзьями. Ввиду импульсивности он решает исчезнуть на многие годы.
Годы своего добровольного забвения наш герой проводит совсем не радужно. Он изведал много лишений и унижений, работал на самых низко катируемых работах. Потерял здоровье, а главное себя.
В итоге, через годы удача наконец-то ему улыбается и он возвращается, но уже не под своим именем, а под псевдонимом "Овод".
Подобно оводу он отчаянно "жалит" ненавистную ему церковь и веру, а также самого любимого и дорогого человека.

ПЕРСОНАЖИ
Артур. С человеческой стороны я конечно сочувствую главному герою, но его взгляды на жизнь, что в начале книги, что в конце мне не близки. В начале он бесконечно наивен. Это же надо - рассказать на исповеди об участии в революционном кружке и о тех, кто в нем участвует помимо него. Да, Артур был очень верующим, тайна исповеди для него не пустой звук. Но серьёзно? Выболтать такое? Да ещё и имена других участников? И после этого считать всех предателями? По-моему, как бы не были благородны мотивы главного героя, в сложившийся ситуации виноват прежде всего он сам. Тоже самое о тайне его рождения. Презирать родителей и главное отца за аморальнось, но вообще-то вследствие этого родился он. К тому же уж точно не сыну судить родителей за их прошлое, они сами и без него понимают своё положение. Но нет, Артур почему-то решил, что он вправе это делать.
В итоге, через много лет, когда судьба его изрядно поломала, он превращается в человека, противоположного себе.

Овод. Едкий, саркастичный, крайне революционно настроеный и очень неприятный как в общении, так и внешне тип. Он журналист, который пишит разоблачающие статьи. Вторая ипостась Артура мне также не близка. Для меня он слишком радикален. Его мир - это чёрное и белое, никаких больше вариантов. Ты с нами или против нас. Я бы даже назвала его одержимым, ведь навязчивая идея Овода -  изоблечить всё высшее духовенство в стране, уничтожить церковь. А главная его цель - это конечно непогрешимый кардинал Монтанелли. Однако при этом в глубине души Овода постоянно идёт борьба. Когда-то Монтанелли был всем для Артура. Именно Монтанелли в глазах Артура являлся олицетворением истинного христианина. Именно он когда-то внушил Артуру, что церковь - это святое. Тайна исповеди - несокрушимая истина. Бог карает вероотступников. Верь - и господь защитит и поможет.
И что? Парень поверил и угодил по доносу в тюрьму, от него все отвернулись и где же был в это время Бог? Почему не покарал доносчика-священника, нарушевшего тайну исповеди?
В итоге для Артура оказалось, что Монтанелли врал буквально во всём.

АТМОСФЕРА
Мне кажется, что этот роман слишком сильно романтизирует революцию и слишком категорично рассматривает веру.
Главный герой в начале книги оторван от реальности. Мне кажется, что именно поэтому он попал в ту ситуацию, в которую попал.
Роман мне чем чуть-чуть напомнил "Поющие в терновнике". Можно пофантазиравать и представить что было бы если б сын главной героине из Поющих в терновнике узнал кто его отец.))) Но это повторюсь, просто мои фантазии.
Вообще история читается легко и с интересом. Хотя и лично для меня слишком много максимализма.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Наверное роман мне  бы понравился на много больше, если б я прочитала его лет 10 назад. Или даже ещё раньше - в школьные годы. Нет, не потому, что он просто написан, написан он, кстати, замечательно. И не потому, он слишком простой - классика простой быть не может. А потому,  что его посыл, вся эта революционная романтика, вся эта двуличность, деление мира на чёрное и белое - всё это уже меня не трогает, не шокирует. В революции я не вижу ничего светлого, служители церкви - тоже люди и далеко не безгрешные, а если углубляться в историю христианства и почитать, что творили некоторые папы прошлых веков, волосы могут зашевелиться. Поэтому поступок Монтанелли хоть и грешен сам по себе, но я считаю, что это ответственность только его. И никакой Артур здесь не вправе вершить суд. К тому же церковь - это ещё не вера. А главный герой как будто ставит между ними знак равно.
В общем, да, роман интересный, но прочитала я его слишком поздно.