Больше рецензий

6 декабря 2023 г. 18:49

143

4 Четвертый блин комом

Чувствую себя даже неловко, что с упоением прочитав три книги из тетралогии Юрия Слепухина о Великой Отечественной войне, писать взялась про четвертую, которая как раз вдохновила меня меньше всего.
Поэтому прежде чем перейти к разочарованию от последней книги, вкратце расскажу о совершенно очаровавших меня первых трех.
«Перекресток» - роман о школьных годах будущих выпускников 41 года - прекрасных идеалистах, умных, добрых, смелых и наивных, с великолепно написанной историей любви и началом войны, перечеркнувшим все. Пожалуй, нет способа лучше передать ужас войны, чем описать все ставшие прахом мечты и надежды людей, у которых отняли будущее. Обычно я не читаю несколько книг одного автора подряд, даже несколько книг, составляющих одну историю, «принимаю» порционно. Но здесь передо мной даже вопроса не стояло, читать ли дальше.
«Тьма в полдень» - здесь основной темой стала оккупация. Тяжелый мрачный роман, название которого прекрасно передает его дух. Здесь нет ни фальшивой героики, ни нарочитых зверств, только привычный повседневный ужас того, что в таких условиях нужно продолжать жить, а желательно еще и бороться, хотя это смертельно опасно и почти наверняка бесполезно. Последние главы книги - блестящий образец остросюжетности самой высшей пробы. Я, кажется, дышать забывала, пока дочитывала.
«Сладостно и почетно» - здесь история делает неожиданный кульбит, фокус смещается на героиню, ранее остававшуюся в тени других, да и место действия полностью переносится в Германию. Вижу по отзывам, что многих читателей это расстроило. Мне, конечно, тоже было жаль расставаться с любимыми героями (полностью пропавшими из повествования в этой книге). Однако сам роман считаю вершиной тетралогии с художественной, философской, исторической сторон.
И вот наконец завершающая часть цикла. Возвращение к любимым героям, долгожданная победа. Учитывая безусловный талант автора, казалось бы, у книги были все шансы на успех. Но тут вмешалась история.
Если первые две книги впервые опубликованы в 60-х годах, третья - в 80-х, то “Ничего, кроме надежды» - в 2000 году, а писалась, видимо, в 90-е - время, когда многие считали своим долгом говорить о том, о чем раньше следовало молчать. И тон, и стиль повествования по сравнению с ранними романами изменился довольно резко. Книга о завершении войны оказалась самой горькой из всех. Частично это объяснимо взрослением героев, столкновением с новыми обстоятельствами. И все же невозможно отделаться от ощущения, что автор переобулся в воздухе прямо в разгаре цикла. Герои «Перекрестка» или «Тьмы в полдень» никогда не стали бы во время короткого свидания, в момент, когда решается их будущее, спорить о судьбах России. Или превращать в политический диспут встречу с любовью своей жизни после четырех лет разлуки.
Я не оцениваю политической позиции автора, хотя, честно говоря, «развенчание мифов» именно в этой теме всегда воспринимаю болезненно. Победа в Великой Отечественной войне воспринимается в массовом сознании, в первую очередь, как подвиг народа, и всякого рода попытки раскрыть людям глаза как будто роняют тень на этот подвиг, хотя и будучи направлены в иную сторону.
Тем не менее, дело не в этом. А в том, что в погоне за правдой исторической (вне зависимости от того, насколько успешной она стала) пострадала правда художественная. Ладно бы дело ограничилось не слишком органичным вплетением в текст пассажей явно публицистического свойства (к примеру, спорам вокруг открытия второго фронта посвящена целая глава). Не только автор - практически все герои, за редчайшим исключением, стали рупорами политической мысли. К романным судьбам собственных персонажей автор словно бы вовсе потерял интерес - скомкал их, бросил. Сделав положенные программные заявления, они как будто оказались не нужны своему создателю. Это тем более обидно, что герои у Слепухина получились совершенно живыми, яркими, настоящими. Их имена имели все шансы стать нарицательными, как имена персонажей признанной русской классики. За три предыдущих тома они совершенно врезались читателю в сердце, но книга, обещавшая стать кульминацией, оказалась пшиком.
Взявшись за тетралогию, я удивлялась, почему романы Слепухина не ставят в один ряд с «Войной и миром» или «Тихим Доном». Казалось, у произведений есть все задатки романа-эпопеи. «А вот - поэтому», - поняла я, дочитывая «Ничего, кроме надежды». Представьте себе, что Григорий Мелехов в финале романа рассуждает о том, кто же все-таки прав - красные или белые. Или Андрея Болконского, размышляющего о несправедливости российского государственного устройства под небом Аустерлица. Примерно такие же эмоции вызывает Таня (прекрасная, противоречивая, удивительная, отважная Таня), клеймящая на последних страницах романа «горькую детоубийцу - Русь».
Видимо, литературе, чтобы стать подлинным искусством, нужно возвыситься над сведением исторических счетов.

Комментарии


Говорят в "Войне и Мире" последние страницы тоже невозможно читать из-за сплошной "философии" (сам не читал - пока - больше люблю Достоевского). Тем не менее... Не думаю, что последний том мог все испортить. "Перекресток" читал, запомнилась оттуда совершенно органично выписанная главная героиня. Хватает ли этого для того, чтобы войти в мировую литературу? Но у автора, как и у Льва Толстого есть множество других совершенно замечательных романов. Например, "У черты заката" - абсолютно общечеловеческая, сложная история, о художнике, отлично написанный, толстый роман со всеми составляющими мировой литературы, не привязанный ко времени и пространству. "Южный крест", "Киммерийское лето". Отличные романы. Я думаю, что Слепухина "забыли" именно из-за отсутствия у него "пропагандисткой составляющей". С 60-х по 80-е как раз требовалось усилить, догнать и наконец уже перегнать. А Слепухин был не таков, противоположен. И его "забыли". Сейчас он "возрождается". Так может еще не вечер! Может у него еще всё впереди...


Спасибо за комментарий! Чрезвычайно рада "поговорить об этом", потому что романы Слепухина по-прежнему не отпускают.
Со всем, на самом деле, согласна. Конечно, Юрий Слепухин более, чем достоин народной любви и отнесения во всевозможные каноны. После тетралогии прочитала несколько книг разных авторов и понимаю, что даже неудачный четвертый том оставил во мне огромный след, теперь сложно переключиться на что-то проходное. И все же было очень обидно за такое окончание тетралогии. Именно эта, детская почти, обида - как будто поманили конфеткой и обманули - и говорила во мне при написании рецензии. Когда читаешь "Ничего кроме надежды" возникает ощущение, что это писал другой человек. Не автор трех предыдущих романов.
Вы совершенно верно отметили про отсутствие пропагандистской составляющей (и да, судя по всему, этим и объясняется не слишком широкая известность Слепухина в советское время), а в "Ничего кроме надежды" он сам включается в пропаганду, только с обратным вектором. И это убивает роман с художественной точки зрения.
Полностью согласна про органичность героини в "Перекрестке", и вот эта органичность как раз и пропадает, героев словно подменяют.
Спасибо за рекомендации! "Киммерийской лето" читала, понравилось, после него как раз и взялась за тетралогию, поразившую своей мощью. Обязательно теперь прочту "У черты заката" и "Южный крест".