Больше рецензий

7 декабря 2023 г. 15:43

76

5

В 23 года будущий великий импресарио написал своей мачехе: «…я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармёр, в-третьих – большой нахал, в-четвёртых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, если хочешь, я кажется нашёл моё настоящее значение – меценатство. Все данные кроме денег – но это придёт.»

В 24 года самоуверенный пермский провинциал из обанкротившейся семьи самостоятельно организовал свою первую выставку. К прославившему его балету (балетоманом в их компании считался Вальтер Нувель) Сергей Павлович придёт не сразу – через интерес к живописи, художественный журнал «Мир искусства», театральную государственную службу с увольнением, оперу. У Дягилева потрясающие организаторские способности, он собрал вокруг себя выдающихся личностей – известные имена можно перечислять до бесконечности.
Его нахрапистость, апломб, язвительность и личная жизнь раздражали консерваторов и новаторов. С бесконечными трудностями Сергей Павлович, казалось, справлялся играючи и ничто не могло выбить его из колеи. На самом деле, эмоциональный Дягилев остро переживал неудачи, но умел брать себя в руки и заражать энтузиазмом окружающих. При всех замашках диктатора, Дягилев старался создать в коллективе дружескую, семейную атмосферу. Смешение личного и рабочего не раз аукалось – выяснения отношений происходили бурно, что сказывалось на творчестве. Серёжа (Дягилев) и Лёвушка (Бакст) орали друг на друга, Шура (Бенуа) обижался и все разом, кроме импресарио, терпеть не могли Сержа (Лифаря). Но если кто-либо, по мнению Дягилева, шёл не в ногу со временем или расходился с ним во взглядах на творчество, Сергей Павлович переступал через любого.
Триумфальный русский балет Дягилева в Париже впервые прогремел в 1909 г. Автор пишет, что ничего особо новаторского мы не показали. Но то, что показали – сделали на высочайшем уровне и продолжали совершенствоваться и экспериментировать. Тем обиднее были нападки и непринятие в России. Вскоре Сергей Павлович создал «Les Ballets Russes de Serge de Diaghilew», вошедшие в историю мирового искусства.
Последний раз Дягилев был на родине в 1914 г. после смерти отца, в революцию потерял связь с мачехой, братьями и племянниками. Он страшно переживал и тосковал, стараясь этого не показывать, но эмоции всё равно прорывались. В конце войны у труппы были трудности, они едва не голодали, но «Дягилев вновь воскрес из пепла».
Дягилев умер в 1929 г. Но личности всемирного масштаба не умирают - импресарио продолжает жить в любимом деле. Весь современный балет берёт начало в его учениках. Очень хорошая книга – интересная, информативная, довольно объективная, я узнала новое.