Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июля 2014 г. 18:41

464

5

Маааленькая такая книжечка. Начало как у типичной арабской сказочки. Спокойная благопристойная жизнь, уютный дом. Милая мама, мудрый учитель. Доверчивый рассказ, будто мы дети, которые не могут заснуть без сказки на ночь. Рассказчик не стесняется собственных мыслей, не стыдится поступков и порывов. Он не супергерой, нет. Ему все равно что мы подумаем о нем, он не ради наших оценок рассказывает, ему надо рассказать. Ну или писал для кого-то близкого и родного, в чьем понимании и сопереживании уверен.

Но под наивного, доброго главного героя, покинувшего отчий дом жизнь не подстраивается, так же как не подстраивается под неискушенность любого неискушенного, начинающего взрослую жизнь. Что мне нравится у арабских авторов, что их герои полны достоинства и веры в то, что раз уж он родился в этом мире, значит Бог любит его. И это не гордыня, а уютное такое понимание себя. Решил наш герой путешествовать? Что ж в путь, никто не осудит его как тунеядца и как уклоняющегося от работы. Мудрость постичь? О-о, похвально, молодой человек. Задержаться в пути? Ну что ж, Аллах дал время и дал его много.

Не торопясь (это грех), не перевозбуждаясь эмоционально (глупость), не отчаиваясь (Аллах велик и знает что делает со мной) идет он своим путем. А путь какой! Не простой. Вы себе даже не представляете: он путешествует по странам, изучая их общественное и политическое устройство, а угадывать что за страна такая придется вам. Он дает наводки, описывает обычаи, ценности, принятые нормы поведения, восхищается одним, ужасается другим. Чем больше наш герой взрослеет, тем более сложные общественные конструкции встречаются ему. Находя ответы на давние вопросы, у него возникают новые. Цель все дальше и дальше.

А открытия путешественника не праздны. Миром правит алчность. Хитрость и идеология это главные инструменты управления. Равенство людей не существует. Попытки изобразить равенство безрадостны для «равных». У свободы дорогая цена. Со свободой не менее сложно, чем без нее. Любая элита оплывает жиром. Жир привилегированности притупляет чувства и блокирует разум. Человеку не живется простыми радостями, ему свойственна борьба за власть. Или: человеку не живется простыми радостями, он ищет мудрость в ущерб простым радостям. И вообще, человеку не живется просто, и непросто тоже не живется...

Мудрость, совершенное общество, на этой ли планете вы обитаете? Один человек знает. Главный герой этой книги. Но где бы ни было это место, дураков нет оттуда возвращаться и рассказывать. Ведь мудрость в том числе и в том, что на слух она не воспринимается людьми. Кому надо - найдет сам, заплатив свою цену.

Комментарии


Ой, мне так понравилась эта небольшая поэтическая притча:) И вообще автор-открытие этого года)) Обязательно буду еще его читать))


Да, и я хочу еще))


Забыла отметить, я после твоей рецензии этой книгой заинтересовалась, спасибо тебе большое))


Спасибо, очень завлекающая рецензия. Восток велик, и даже как-то странно понимать, что из общемирового наследия не знаком с целыми огромными цивилизациями вроде арабской.


Для того, что бы ее постичь, ей лучше как минимум симпатизировать. Хотя, это наверное, относится к любой сфере познания.


А мне как раз Махфуз добавил симпатий к арабской культуре (изначально было нейтральное отношение). Так что все может быть наоборот)


Конечно)) Махфуз идеален для знакомства с ней. Он очень светлый.


Я не совсем понимаю, как можно такой огромной культуре совсем не симпатизировать. Культура, религия, многое другое - оболочка, в которой живут всё те же люди. И среди них наверняка встречались и встречаются люди того склада, который мне понравится.


Я очень рада, что вы так думаете, правда. Просто в ней многое может быть непонятно и непривычно, а очень часто то, что не понятно вызывает враждебность или усмешку. Я люблю арабскую культуру, считаю, что понимаю и довольно часто сталкиваюсь с этим, причем не только в России.


Думаю, арабы «мстят» русской культуре тем же, так что вселенское равновесие не нарушено:-)


Ох, вы знаете, у них достаточно закрытое общество. Они интраверты в национальном масштабе, их интересы направлены внутрь себя, своей культуры. Во всяком случае такое впечатление у меня сложилось))


Учитывая, что язык Корана используется как литературный, думаю, эту замкнутость легко обосновать)


Мафхуз - потрясающий автор. Спасибо за рецензию =)


И вам спасибо, согласна с вами. Буду у него все читать))