Больше рецензий
16 декабря 2023 г. 13:03
547
5 "Республика ШКИД"
РецензияПовесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в 1926 году, когда старшему из них — Белых — шёл двадцатый год, а Пантелееву было восемнадцать лет.
Это удивительно, ведь сочинили её почти дети, вчерашняя шпана ленинградская, бывшие беспризорники. Повесть написана настолько весело, задиристо, откровенно, что попала точно в “десятку” придирчивого читателя. Да и сейчас попадает.
"На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трёхэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид.
Много подростков за время революции, голода и Гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем стать налётчиками."
Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор)- основатель ШКИДы и мудрый поводырь ШКИДцев, который мечтает превратить ШКИДу в маленькую республику со своим гимном и гербом- тянущимся к свету подсолнухом.
Помогают ему в этом нелёгком деле, его жена Элла Андреевна Люмберг- педагог немецкого языка, (Эламлюм),
Александр Николаевич Попов (Алникпоп)- учитель истории, Константин Александрович Медников- учитель физкультуры. Или попросту, как их прозвали Шкидцы- халдеи.
Вот основной костяк педагогов и воспитателей, которые пытались вернуть обществу не малолетних бандитов и хулиганов, а воспитать из них, достойных советских граждан, дав им по возможности и кров, и образование, всё что было в их силах.
Но не каждого халдея ШКИДа принимала с распростёртыми объятиями. Каждый педагог проходил проверку на прочность.
Так, например, учитель ИЗО, племянник Айвазовского эту проверку, как оказалось не прошёл, дав слабину, при малейшей бузе, записывал замечания на шкидцев, которые этого ему не простили, и как итог избивали “по талонам”, а иного педагога заставили с голым задом лазить по деревьям, за своим же собственным исподним.
Перейдём к “питомцам” республики Шкид.
Николай Громоносцев (Цыган)- пришёл в ШКИДу из Александро-Невской лавры, где тогда содержались самые отпетые малолетние воры и преступники
Вскоре в школу приходит Гришка Черных (прототип — автор повести Белых), умный и начитанный мальчик, забросивший ради книг учебу и в конце концов угодивший в детскую трудовую колонию, а оттуда в ШКИДу,
Постепенно приходят новые воспитанники, среди них одноглазый Мамочка и Японец — знаток немецкого языка, умный и развитой бузила.
Вскоре он приобретает неоспоримый авторитет, написав вместе с Янкелем и Викниксором шкидский гимн.
Слаенов — «великий ростовщик» ШКИДы:
Викниксор пытается привить ребятам и социальную ответственность: чего только стоит “газетная лихорадка”, где Янкель и Япошка, являются представителями печати, и вскоре кроме стенгазеты “Бузовик”, подтянулись и младшие отряды, выпускавшие свои газеты, но спустя три месяца ажиотаж спал, и из 60 изданий газет, осталось только четыре.
Многие хорошие начинания Викниксор поощрял, и давал исправить ситуацию бузотёрам, когда они натворили дел,
Несмотря на то, что повесть была написана в 1927 году, темы поднимавшееся в ней, актуальны и в наше время. Читать безусловно, интересно, даже тем, кто видел экранизацию Геннадия Полоки, так как в фильме половина историй, рассказанных в книге, не отражено.
Эта повесть написана в непростое время, молодыми ребятами, как назидание, для таких же ребят, и будущих поколений.
Очень здорово встретить в конце повести через три года после ухода из ШКИДы в 1926 году:
Янкель и Пантелеев, стали журналистами,
Японец закончил институт сценических искусств;
Пыльников учиться на последнем курсе пединститута;
Купец- военный ВУЗ, стал красным командиром;
Воробей вместе с Мамочкой работает в типографии;
Цыган, окончив сельскохозяйственную академию, становиться агрономом.
Все они стали комсомольцами и активистами, поскольку ШКИДа, хоть кого изменит.
“Путь наш длинен и суров,
Много предстоит трудов,
Чтобы выйти в люди”
А это значит, что Виктор Николаевич Сорокин, Викниксор- справился с поставленной перед собой задачей, на отлично, пусть даже на страницах повести.