Больше рецензий

16 декабря 2023 г. 14:54

216

3 Разгром. Разлив

Что я знала о писателе Александре Фадееве до того, как взяла в руки эту книгу?
Да практически ничего, не считая того факта, что он был большой шишкой в Союзе писателей и поэтому собственно на литературное творчество времени у него было мало: короче говоря, судила, по большому счету, только на основании двух абзацев вот этой статьи.
Статья эта повесть "Разгром" хвалит, да и вообще ознакомиться в любом случае стоило, классика советской литературы все же. Ну а "Разлив" шел в комплекте.
Любопытно, что никаких сведений о личности и творчестве автора в моей голове не осталось ни со школьных времен, ни со студенческих: видимо, в обоих случаях прошли мимо, неподходящей для юношества литературой стал Фадеев.
Причем я бы не стала утверждать, что "Разгром" вообще хоть сколько-нибудь пропагандистский, плакатный, бравурный, что там еще полагается - вообще ни капли. Это ужасно тяжелая, мрачная, даже депрессивная повесть о том, как люди где-то во всеми забытой глуши выживали, поддерживали дисциплину, бились с врагом и шли на смерть. Она очень будничная какая-то и этим по-настоящему страшна.
Но при этом не могу и утверждать, что она скучная, а персонажи ее плоские, нет, это искусно сделанное полотно, на котором скупыми мазками обозначено множество проблем и психологических, и мировоззренческих, душевные терзания героев абсолютно настоящие, а природа вокруг, которой автор как будто почти вовсе не уделяет внимания - прекрасна.
Мне, конечно, ближе всего образы Вари и Мечика, и сами по себе, и в сложном треугольнике с участием Морозки. Варя - обычная женщина, сестра милосердия, происхождением из того же шахтерского поселка, что и весь отряд, и автор не обходит вниманием те лишения, которые ей приходится переносить именно как женщине, за что ему, конечно, респект. Но в целом повесть оставляет очень гнетущее впечатление и возвращаться к ней, естественно, не хочется.
"Разлив" мне понравился больше: и образом старого Тун-Ло, и дикой красотой природы, и человеческой взаимовыручкой, а не бессмысленным истреблением друг друга, как в "Разгроме". Ну ладно, я погорячилась, конечно, бессмысленным оно не было, но все-таки мне, обывательнице из 21 века, образованной и живущей в комфорте, не очень-то приятно думать о том, какими жертвами этот комфорт обошелся не столь отдаленным предкам - подозреваю, потому что быстро начинаешь чувствовать, какое это все хрупкое.
В "Разливе" даже авторская речь куда более напевная, с переливами. Кстати, женщины есть и здесь: Анна Григорьевна Минаева, больная фельдшерица, сильная и крепкая жена Жмыхова Марья, знаменитая в своем краю охотница, и дочь его Каня - яркие образы, хотя и второстепенные. Еще я теперь знаю значение слова "таксатор", впервые его встретила именно здесь. Вообще, герой "Разлива" - Неретин - весь устремлен в будущее, и последние строки оставляют приятное чувство, что все будет хорошо:

И думал Неретин о том, как неумолимые стальные рельсы перережут когда-нибудь Улахинскую долину, а через непробитные сихотэ-алиньские толщи, прямой и упорный, как человеческая воля, проляжет тоннель. Раскроет тогда хребет заповедные свои недра, заиграет на солнце обнаженными рудами, что ярки и червонны, как кровь таежного человека. По хвойным вершинам впервые застелется горький доменный дым, и новые жирные целики глубоко взроет электрический трактор.

От рекомендаций воздерживаюсь. Как срез эпохи два эти произведения хороши, но вот рекомендовать кому-то, кроме прицельно интересующихся теми временами, как-то рука не поднимается.

Прочитано в рамках Игры в классики. Тур 21.