Больше рецензий

24 декабря 2023 г. 12:46

260

5

Третью книгу Сновидений Ехо читала с огромным удовольствием, в ней все прекрасно: и сюжет, и атмосфера, и сэр Макс, и загадка, и разгадка. А вот послевкусие осталось от всех трех книг в целом, точнее, от сквозной темы цикла.

Почти каждый писатель рано или поздно, так или иначе начинает исследовать природу творчества: или писательский учебник напишет, или мемуары с элементом размышлений о собственном пути, или же использует для этой цели персонажей.

Цикл Сновидений — а что может быть ближе к природе творчества/созданию иллюзий, чем сновидения — интересен не столько замахом на всесторонность изучения (живопись в первой книге, архитектура во второй), сколько изображением творцов. Они очень неприятны, а стало быть, реалистичны.

Анна=мастер ветров и закатов самолюбива, недоверчива, тревожна, депрессивна — и все это мягко говоря.

Малдо-архитектор — плоский и одномерный, зацикленный исключительно на своем творчестве и эгоистичный. Я всю книгу ждала, когда покажется какое-то двойное дно — так не было его там и быть не могло, архитектору бы только домики лепить, а всего остального для него не существует, как и всех остальных: знакомые и незнакомые — лишь (расходный) материал для его поделок. В третьей книге он уже не так раздражал, хоть влюбился.

Мастер сновидений, способная не просто организовать другому существу по заказу сон=жизнь с приключениями, но и осуществить эти события в реальности (оба искусства не имеют аналогов в нашем мире — материализация иллюзий? каким-то боком напоминает «Волхва» Фаулза), требует от клиента кровавых человеческих жертв.

Это творчество вообще за гранью. Здесь чья-либо жизнь изначально не рассматривается как ценность и может быть использована в сюжете просто для привлечения внимания (к убийству). Гений и злодейство. (Воздаяние она получила примерно как Алекс в «Заводном апельсине», то есть сомнительное.)

В общем, все трое как на подбор — таких не хотелось бы иметь не то что в друзьях, а вообще в своем окружении. И в то же время это честные портреты людей, занятых творчеством и полностью на нем сосредоточенных — одержимых. Никакой романтизации. Всё как есть. Творческий человек именно так и должен выглядеть в глазах окружающих — невыносимый эгоист.

Становится все интереснее! Посмотрим, что там дальше, в следующей части. Возможно, это не основная составляющая книги, но для меня — ценный бонус.