Больше рецензий

28 декабря 2023 г. 01:42

462

3.5 – Ну, вы же слышали, наверное: это называется «поймать кодон». Когда человек вдруг начинает видеть и слышать то, чего нет… галлюцинации без наркотиков.

Сборник «Опоздавшие к лету» — это скорее один большой роман, мне советовали первую часть сборника, и я прочитал её в этом году в рамках Новогоднего Флешмоба, да правда с опозданием, но, как говорится лучше, поздно чем никогда. В первой части были первые 5 произведений. Затем не так давно прочитал 6 часть « Жестяной Бор», а эта книга финальная 7 часть. Они и связаны и нет. Каждая книга вроде бы самостоятельная, но все же есть общие герои, мир, история мира.

Первые книги дались мне проще, да некоторые перечитывал, полностью или кусочки, чтобы понять, но с этой книгой просто беда. Не пошла почти с самого начала. Первая глава заинтриговала, а потом какой-то сюр пошел. Поток не понятных событий, персонажей и прочего. И чем дальше, тем больше к середине книги, я уже запутался и перестал, что либо толком понимать, так фрагментарно. Но общая идея и концепция от меня убежали. Персонажей не понимаешь, сочувствия и какой-то эмоциональной отдачи не получаешь. Чужой мир, чужая история. Плюс история же большая, чем было в других книгах, тут 12 часов, если в аудио варианте смотреть. Но мне казалась книга бесконечной. Если те, я за день два читал, то эту почти месяц, а точнее 23 дня.

Не могу сказать, что это плохая книга, плохо написана или скучная, но также могу сказать, что она очень сложная, куча персонажей, миров, каких-то теорий. Читая эту книгу, ты словно одновременно, читаешь 5–6 других историй. Это круто конечно. Но не уверен, что автор справился. Может быть эта книга умнее чем те, что мне приходилось читать, но мне она не открылась, более того, я разочарован, финалом этой книги, и этой книгой как финалом всей истории. Возможно я просто не готов к этой книге, есть смысл вернуться к ней через какое-то время, прочитать и обдумать еще раз.

Роман или как пишут Роман-эпопея был написан в 1994 году, скажу так, мне его произведения написанные в СССР больше нравились, то ли цензура и критика заставляли его больше думать над качеством текста и сюжета, то ли в целом жизнь другая была, но эта книга сильно хромает по качеству в отличии от « Мост Ватерлоо» который читается с большим интересом.

Читал отзывы на фантлаб, многие там ставили 10 из 10.

Например:

Отзыв +
Самая сложная, и может быть, самая важная часть цикла, где все линии сходятся воедино.
Да, роман специально переусложнен автором, чтобы собрать всю мозаику, всю картину в целом, надо много думать.
Да, роман для тех хочет думать. Но ведь и мозги надо напрягать иногда, господа...
свернуть

Что сказать, насчет важной части не соглашусь, а то, что самая сложная это да. Линии сводятся в воедино, возможно, но так, что вы этого не поймете. Насчет думать не знаю, меня ни одна мысль не захватила, в отличии от прошлых книгу. В этой части всё больше о высоких материях, можно сказать о боге, или коллективном разуме.

А это пример негативной рецензии. 2 из 10

Отзыв -
Невнятица. Переусложненная форма при отсутствии содержания.
свернуть

С этим я могу согласиться. Только, конечно это не повод для такой оценки.

Понимаете, там идет одна глава про одного героя, потом прерывается начинается другая про другого героя, точнее тут действия происходит в разных мирах, и один персонаж может находиться в разных мирах. Так потом глава заканчивается начинается, еще про одного, а потом следующая которая, возвращает нас к первому персонажу, только там события уже ушли. И ты такой погоди, может, что-то упустил, начинаешь листать, нет все верно. Но, как тогда они тут оказались.

Представьте вы читаете Гарри Поттера, вот нам привезли малыша Гарри, а потом показывают не детство у Дурслей, а сразу Гарри в Хогвартсе. Как и чего. Нет времени объяснять. И так постоянно. А еще добавьте, что параллельно, вам переключают на какой-то технологичный мир и нового героя со своей историей, потом какой-то еще мир. И как это все связано.

Возможно, эту книгу нужно было не слушать, а читать. Так методично листик за листиком, выписывая хронологию. Не знаю.

Самое обидно там были и интересные истории, которые хотелось бы подробнее почитать. А так выходило, как в детские годы, батя телек купил с пультом. И началось щелк-щелк – щелк. Переключая каналы, смотрим сразу фильм, новости, рекламу, о политике, какой-то футбол и прочее. Примерно такое же и в книге. Возможно, если бы какой-то помощники рассказал бы, что и как по ходу дела было бы интереснее, а так.

Мне понравились первые 6 книг, многие из них очень крутые. Но называть эту гениальной, как делают это другие, я бы не стал. Задумка да очень интересная, это словно играть в трехмерные шахматы.

Я такое в сериале Звездный Путь видел, а также в них любили играть Шелдон и Леонард из «Теории Большого взрыва», так как они были фанатами Звездного пути.

Примерно так и развиваются действия в книге, они не много связаны, но разобраться нелегко.

Рад за тех, кто прочитал и понял эту книгу, и она им понравилась. А я тоже, мне кажется, понял, но скорее разочарован, ожидал чего-то более интересного и предметного, а не какую-то химеру вместо финала.

Далее в романе «Солдаты Вавилона»

В мире Гипербореи события происходят через пять лет, после «Жестяного Бора». Внезапно начинают пропадать люди, а другие видят, того, чего нет. А в это же время в другом мире, группа людей собираются спасти королевство Альбаст, и вернуть трон законной наследнице, но сложность в том, что его захватили некие силы. А в это время в сибирском городе Ошеров, начались нападения разной нечисти. Но мало, кто знает, что все миры, как-то связаны, и что проблемы у них одинаковые. Но в каждом из миров есть люди, кому не все равно и кто готов сражаться.

Биография автора.

Андрей Лазарчук - Родился в Красноярске и с 1999 года проживает в Петербурге. Известный русский писатель и переводчик, работающий в области литературной и философской фантастики. Он является одним из наиболее заметных представителей турбореализма.

Вот некоторые из его произведений:

- "Посмотри в глаза чудовищ" (совместно с Михаилом Успенским)

- "Гиперборейская чума" (совместно с Михаилом Успенским)

- "Марш Экклезиастов" (совместно с Михаилом Успенским и Ириной Андронати)

- "Опоздавшие к лету" («гиперроман», отд. изд. 1996)

- "Транквилиум" (1996)

- "Все, способные держать оружие…" (1997) — переработка повести "Иное небо" (1993)

- "Кесаревна Отрада между славой и смертью" (1998, перераб. 2002)

Его стиль писательства характеризуется живым, точным в деталях и эмоционально сильным языком. Он известен своими глубокими и смелыми мыслями, которые делают его одним из самых ярких явлений отечественной литературы рубежа веков.

Подробнее

Как уже говорил книгу слушал, как и предыдущие части эту читал avgri в 2017 году, за что ему спасибо, не каждый смог бы прочитать такое, а он действительно старался.

Длительность: 12 часов 34 минуты

Так же хотел не много рассказать о турбо реализме в котором, как говорят пишет автор.

Это направление появилось в российской фантастической литературе, в начале 1990-х годов. Пишут, что оно относится к философско–психологической - интеллектуальной фантастике. Я кроме Лазарчука ничего в этом турбореализме не читал, поэтому буду судить лишь по его книгам.

Я бы отнес основной чертой, то, как автор обращается с реальностью происходящего. Если вспомнить, например повесть Колдун, то там не всегда понятно, где реальность, а где нет. И что реально.

Так же прочитал, что есть скажем так три базовых принципа или скорее черты. Это «надтекст», «эпикатастрофичность» и «метарелигия».

Надтекст– как я понял, это быть всегда впереди, не только по сюжету, книги, а в целом если говорить о литературе, быть на шаг впереди. Это словно быть на гребне волны, информационного потока, который идет из прошлого в будущее.

Что могу сказать, если смотреть все 7 частей, то действительно у автора идет этот поток от прошлого к будущему, плюс он словно заглядывает и в наше будущее.

Эпикатастрофичность: - Если кратко, везде все плохо, и постоянно, какая то ж… , какие то проблемы. Человек, Люди в целом и Мир, постоянно живут в каком-то кризисе и ждут, что не сегодня так завтра будет трындец, глобальная катастрофа – но не обязательно, что полное уничтожение, это может быть - нравственная, социальная, космологическая катастрофа.

Опять же если смотреть по серии из 7 книг, то в каждой постоянно чувствуется, что быть беде. И если взять каждую из книг, то счастливых страничек там и нет. Как началась война в первой книге, так и влияла на все следующие книги.

Метарелигия: тут у них выходит так, личность, бог и мир, это все одинаково, любое из этих понятий равнозначно.

Это, пожалуй, самое сложное из всего, и больше всего раскрывается, как раз в этой части. Если так посмотреть, то выходит следующее Бог сотворил мир, и человека. Но в то же время люди их единый скажем метаразум сотворил бога, или создает новые миры. Как-то так. Бог это лишь одна из цепочек в потоке информации.

Важно отметить, что турбореализм подразумевает, что наш мир, в основном, представляет собой коллективный вымысел или, по меньшей мере, описание, текст, информационный пакет.

Это похоже, как в фильме Матрица, вы живете и вроде все окей, а потом раз, оказывается, что на деле вы лежите в какой-то капсуле. Тут примерно, что – то в этом духе.

Мир

Как говориться тут нужно, выпить, чтобы понять. Во-первых, до этого если посмотреть на книгу, пожалуй, кроме первой, все события идут линейно, то есть общая хронология мира от прошлого к будущему. А в этой части, как уже говорил, автор решил с играть на разных слоях реальности. Причем не понятно, в начале разные ли это миры или же это просто, как в матрице, один и тот же герой в разных локациях.

Автор придумал так, что каждый из миров называется какой-то буквой еврейского алфавита, всего таких букв 22, значит столько уровней или слоев реальности.

Цитата из Романа
– Не отвлекайтесь, сайр, – строго сказал магнус. – Процедура. Перечислите уровни, на которых побывали.
– Самех, Мем, Йод, Вав, Зайин…
– Вав, а затем Зайин – именно такая последовательность?
свернуть

Мы будем на трех слоях. Только, конечно, в начале не будем этого знать, и в целом никто нам не скажет это прямо. У Лазарчука редко, что-то прямо бывает. Что он рассказывает, что – то, тут нужно сидеть вчитываться. Напоминает мне, как в детские годы кормил кур, берешь зерно кидаешь им, а они бегут, поели с большого, но самые упорные еще ходят ищут чего-то. Или даже не кур, а в парке голубей, где они еще и дерутся за еду. Примерно так, Лазарчук понимает, как надо делиться информацией о книге.

Можно сказать все его книги созданы по принципу анекдота. Идет в начале, какая-то информация ты не понимаешь, а потом в финале смешно. Или не смешно, если дурацкая шутка была. Но люди называют это книга лабиринт или пазл.

Начну с мира, в котором происходили все события в других книгах.

Это мир – Вав, или шестая буква еврейского алфавита. Это мир Гипербореи.

Мы видели на протяжении 6 книг, как тут развивалась история. И в 6 книге, появился, какой сверхразум в Роще, который контролировал людей, тут же действия начинаются через 4–5 лет после этих событий. Это какой то техногенный мир, точнее стал таким в этой части.

Там кто читал и помнит, люди зомбировались, через особую музыку. А потом еще роща эта через инфополе такую молодежь ловила. Там началась связь человека и компьютера.

И это пошло по нарастающей. Я не много запутался, где там и какая реальность была. Слишком все туманно в книге.

Далее идет мир Заийн или седьмая буква в еврейском алфавите. Это наша Земля, точнее кусочек, один город - городок Ошеров, где-то в Сибири, как любят писать в своих фильмах американцы. Это город из СССР, тут еще идет Афганская война, имею в виду не в городе, а вообще. Но скорее всего это 1988 год, так как говорилось о Крещении Руси, точнее о тысячелетней годовщине.

Цитата из Романа
Взять, к примеру, недавний юбилей Крещения Руси. Разве же нынешней церкви это праздник? Ни в малой мере. А истинные последователи Владимира Святого, греческих митрополитов, Сергия Радонежского – живут в лесах, крестятся двуперстием… кто вспомнил о них, кто пригласил на праздничный пир? Ни власть, ни патриарх, ни народ. Как и не было их никогда. Беспамятство…
свернуть

Этот уровень мне понравился и нет, сами события в городе интересны, но тут есть вставка про персонажа Мишка. Есть рассказ Деревянный меч (1988), я его потом прочитаю, но это кусок главы про этого Мишку. Мне, не понравилось, раньше автор, наоборот, писал свои книги так, чтобы было и похоже на наш мир, но и не похоже, тут же он нас тычет мордой в афганскую войну, как по мне это было веянием времени такая вставка. Ведь прошли годы, и сейчас этот кусок кажется самым бесполезным и плохим. Тут и дедовщина, и пытки. Мне не понять зачем он это сюда вставил. На самом деле это меня и отвернуло от книги больше всего.

А так на этот городок, напали разные ужасы, которые потом материализуются в различных оборотней, пауков и даже дракона.

Город разделен каким-то барьером, и не понятно, на Земле ли он нашей или уже в другом пласте реальности.

Третий слой, мне он по началу больше всех понравился, пока не усложнился.

Хет или восьмая буква еврейского алфавита (королевство Альбаст) — как потом выяснилось, что Моника из повести Колдун, самой первой, девочка, которую изнасиловали в финале, тут живет и стала старой, она говорит, что растения захватили мир, во время войны, растения мутанты имеется ввиду. Я так понимаю, это те растения, что росли в огороде у странного китайца.

Тут есть королевство, которое захватила, какая-то темная сила. Которая меняет людей. Они словно живые, но мертвы. То есть возможно это мир из первого рассказа.

В мире гипербореи мы сталкиваемся с таким понятием как Кодон. Это своеобразный инфопакет, который получает мозг человека.

Цитата из Романа
Это раньше, – сказал Микк. – А сейчас?
– Кодоны, – сказал Кипрос. – И эрмеры…
– Точно, – сказа Микк. – Кодоны возникают в информационных сетях. И тогда получается, что этот самый общий интеллект генерирует их именно для проверки ячеек. Если реакция нормальная – свой.
свернуть

Если кратко, то люди теряют над своими чувствами контроль, и начинают видеть, чувствовать, слушать и так далее того, чего нет. И у них есть понятие – поймал Кодон. Обычно, потом таких людей успевают найти и вывести из этого состояния.

Есть специальные службы, что ищут такие проявления. Это в одном мире.

Есть еще более высокие уровни. И там свои сражения. В целом должен быть и высший Мир Алеф. Суть конфликта не очень мне ясна, но какие-то действия в мирах более развитых существ, повлекли за собой события в других мирах.

Персонажи

Скажем так персонажей целое множество. Но кто из них настоящий не понятно. Возможно более внимательные и вдумчивые прочитали между строк и больше поняли. Но, автор в начале разделил так.

Есть Ника – она же принцесса Аннабель.

Вито или Дим Димыч

Микк.

Но по мере развития событий, начинаются сливаться вместе какие-то персонажи, появляться другие. Это довольно сложно, и трудно объяснить на пальцах.

Если по-простому, как мне показалось, то в нашем мире я Саша, а скажем в это же время в другом слое реальности, а какой ни будь Борислав, витязь из дружины, а еще в одном космолетчик. Это если сильно утрировать, на деле у Лазарчука все сложнее. Есть такие персонажи, что могут ходить меж этими реальностями и все помнить. А другие живут своей жизнью.

Ника, например живет в мире Гипербореи точнее, что от нее осталось. С нее начинается роман, она схватила Кодон, и потом нас переключает на Аннабель, мотогонщицу и принцессу, без королевства.

А Вито, я так и не понял, что это за мир, то ли это гиперборея только более далекое будущее, то ли другой пласт. У них там целый отряд, что борется с Кодонами, а также они ходят по разным слоям реальности. Так, например он попадает в город Ошеров, и становится учителем Дмитрием Дмитриевичем.

А Микк – он детектив и расследует исчезновения людей.

И каждая глава идет про какого-то персонажа.

Персонажи мне не понравились, от слова совсем, они все похожи, и не одному не хочется сопереживать. Они не картонные, нет, но все заряжены, какими-то идеями и философией, что мне чужды. Если в других книгах у меня был отклик, то в этой нет.

Эпилог.

Если я вам сейчас коротко перескажу, книгу, вы скажете, вау это круто побегу читать. Или она вас заинтересует. Но, потом взяв книгу в руки или аудио, вы начнете слушать, и будете недоумевать, а где эта крутая история. Все дело в том, что автор все размазал, как кусок масла по батону, таким тонким слоем. Причем масло было не много, и мазал не очень аккуратно, и где-то больше масла, а где-то и во все нет.

Сюжет такой. Есть две крутых цивилизации, сверх могущественных: сайры и сартосы, они научились создавать богов, в виде информационного пакета. И штамповать миры. И они в отличии от других, могли видеть реальность настоящую. Но, как уже говорил есть еще Мир Алеф, где живут еще более крутые существа, это они спускают в низ различные мутации. И так появляются мутанты на уровнях ниже.

А Сайры и Сартосы в процессе войны, на более нижнее миры скинули все эти кодоны и прочее.

А нам показывают, как в разных мирах происходят различные события, последствия этой войны. И людей, которые становятся на защиту мира. Тут будут сражения, и детектив, и магия и война и даже чуть про любовь.

Если взять название, то герои этой книги, как раз эти «Солдаты Вавилона».

Цитата из Романа
По каким-то ассоциациям вспомнились «Солдаты Вавилона»: «Но стража Нимрода в проклятую ночь не сдвинулась с места. Лишь юный один безбородый…» – и так далее. Солдаты Вавилона окаменели на своих постах, поскольку их не могли сменить – они не понимали офицеров. У классика – все. А я докопался – молодой был и упрямый – до той легенды, на которую он ссылается. Оказывается, после смешения языков ослабевший Вавилон осадили враги. И солдаты, переставшие понимать офицеров, понимать друг друга, – отбили их, потому что знали каждый свою задачу и свое место на стене…
свернуть

Эти герои, как раз такие солдаты.

Не знаю, есть классные моменты, мне очень понравилось, начало, такой ужастик был. А потом Мир Аннабель, где есть еще магия. Так же интересен был по началу мир Вито, этот корпус, что ходил между реальностями, и то, как они видели Кодоны. Получается скажем в мире гипербореи, это просто, как какой-то глюк поймал. А там у них они видели структуру, словно вирус под микроскопом.

Но эти прыжки туда-сюда, бессвязный сюжет, точнее прочитав книгу, и отделив зерна от плевел, понимаешь, что связь была, но, когда читаешь, этого нет. Большое количество персонажей, которые походят друг на друга.

И в финале, я так и не понял, кто же победил или победил ли, и чем все закончилось. Впрочем думаю и автор этого не знает.

А еще события в книге идут так, в начале длинные главы, и события, а потом все короче и короче, грани реальности смываются. Если, кто-то, когда ни будь захочет сделать фильм или сериал по этой книге, то это будет, очень не просто. Но не думаю, что сделают фильм. Это слишком сложное произведение, автор и сам с ним не справился. Он запустил эту тележку с горки, а потом остановить уже не смог.

Лично для меня, то лучше бы этой книги и не было. Она выбивается из остальных. Или была бы, но и дальше про Мир будущего Гипербории, были бы эти кодоны и прочее. Ладно еще сверхразумные из другого слоя реальности. Но наш город, глупость полная, убрать из сюжета и ничего не изменится. То же самое и Мир Аннабель. Он лишь нужен был, чтобы показать, что повесть Колдун была про другой мир. Я бы много чего убрал, но автор видит все по-другому, возможно у меня зашоренное сознание и я не понял всей этой задумки. Но, я обычный читатель, да мне хочется и головой подумать, когда читаю, но все же, литература должна и развлекать, и нести, какие-то эмоции. Тут скорее идет речь о построении восприятия мира и перекройке сознания. Может быть, я поздно прочитал, эту книгу, но в те годы, она мне не попалась на глаза. Хотя, как пишут книга удостоена премии “Бронзовая Улитка” в 1995 году. Значит есть люди, кто ее понял и оценил. Но увы, я не считаю, что она достойна премии. Да стиль автора, тот же, что и был, возможно даже лучше в некоторых сценах. Язык красивый, глобальность идей. Но смешав все вместе, он не получил какое-то вкусное блюдо, а получилась каша-малаша.

Я читал отзывтут на сайте majj-s, и мы как будто бы читали одно и тоже, но выводы разные. Это как свидетели, например ДТП, видели одно и тоже, но один говорит был красный автомобиль и за рулем девушка сидела, а другой синяя машина и мужчина. А как на деле было, кто знает, может был трактор.

Мне бы хотелось, понять и ощутить эту книгу на уровне ее отзыва, но химия не произошла. А было лишь в начале удивление, а потом и разочарование.  Шесть отличных книг, каждая лучше чем то предыдущей, а потом такое.

Моя оценка это лишь моя оценка, я не говорю, что книга плоха, просто слишком сложная. И возможно надо специально на нее настроиться. Так, что читать или нет решайте сайте. Может быть, этот вызов вы примете, и прочитаете, и скажете, какая гениальная книга, а может и не скажете. Но попробовать стоит.

0. Коридор зеркал — Сергей Бережной, статья пролог к сборнику

1. Колдун- часть первая, повесть

2. Мост Ватерлоо - часть вторая, роман

3. Аттракцион Лавьери - часть третья, повесть

4. Путь побежденных - часть четвертая, повесть

5. Приманка для дьявола - часть пятая, повесть

6. Жестяной Бор - часть шестая, роман

7. Мы тут.

Всем спасибо. До встречи в следующем отзыве.


Комментарии


Прочитала -"три базовых принципа или скорее черты. Это «надтекст», «эпикатастрофичность» и «метарелигия» и мне уже стало дурно. Понимаю теперь, что философская фантастика не для слабых. Наверное, когда люди долго пишут фантастику, профессионально погружаясь в неё у них появляется такое желание сделать необычный усложнённый текст с переходами. Кстати, я экспериментировала с подобным в Соционе. А уж ваша фраза "все его книги созданы по принципу анекдота. Идет в начале, какая-то информация ты не понимаешь, а потом в финале смешно" - добила меня. Вероятно, Пелевин почерпнул у Лазарева подобный подход.


Да Пелевин, тоже считается от части представителем этого жанра.  Да это довольно сложный жанр выходит. Это не плохо, но такие книги нельзя просто открыть и читать.