Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

29 декабря 2023 г. 14:05

8K

5 Мир чёрного и белого

Мы выживаем, потому что притворяемся. Жизнь – слишком сложная штука, слишком непредсказуемая. Жизнь противится всякому методу. Её не подвергнешь анализу. Её нельзя взять и положить под увеличительное стекло.

События романа разворачиваются между 1939-ым и 2006-ым годами и связывают воедино несколько судеб: астронавта легендарного «Аполлона-13», который вместе с командой чудом выжил после полёта на Луну; школьного учителя, преподающего историю детям в Африке; контрабандиста, перевозящего людей из бедных стран в США и Европу; затухающей звезды Голливуда, страдающей анорексией; и невротичного учёного, который не находит себе места в быстро развивающемся мире.

Ингс постепенно погружает читателя в жизнь персонажей, бегая между датами, городами и странами. Подробно рассказывает историю каждого из них, говорит об их прошлом, родителях и моментах, которые стали поворотными в их судьбах. Минус такого повествования в том, что сюжет стоит на месте. Хочется кричать на книгу, что ты уже всё знаешь об этих людях, дайте мне, наконец, историю. Но прелесть этого романа в том, что истории не происходит. Сюжета практически нет, и читатель продолжает дальше, но уже с упоением читать про героев, строя в голове нити, которыми они связаны между собой.

Незнакомка сказала мне, что весь мир – некое архитектурное сооружение.
Люди, по её словам, что-то вроде кирпичиков мироздания.
Люди – это ритмы движения всеобъемлющей мировой паутины.
Я представил себя частью этой сети глобальных связей и вскоре заснул.

Красной нитью через всё повествование идёт тематика войны. Ингс рассказывает историю бедной деревенской девчонки, которая ходит по разрушенному Лондону во время Второй мировой войны, не находя себе места и молясь, чтобы её детям никогда не выпала такая участь. Потом нам показывают её взрослого сына, который оказывается между двух противоборствующих сторон, делящих Мозамбик, и всё, что он может сделать – лишь преподавать детям противника историю, заставляя их зубрить учебники. Пройдут ещё десятки лет, и голливудские звёзды начнут слетаться в Африку, чтобы превратить эту кровавую историю в контент.

Почти все персонажи застали полёт на луну «Аполлона-13», считая это событие действительно значимым, великим достижением человечества. Но вскоре герои оказались не в прогрессивном и свободном мире, а там, где люди с оружием в руках делят территории. Но войны рано или поздно заканчиваются, и мир развивается дальше. Одни, словно хамелеоны, приспосабливаются к окружающей среде, вроде пожилого торговца людьми, который ищет любые способы заработать. Другие же, вроде невротичного учёного, просто не находят себе места и запираются в своей квартире. И даже Джим Ловелл, один из астронавтов, через десятки лет становится клоуном, раздавая автографы в ресторане, а не народным героем.

Город почти сравняли с Землёй, удивляется про себя Кэтлин, а мы продолжаем притворяться. Мы живы потому, что притворяемся.

История одного героя – это психологический триллер, другого – военная драма, третьего – комедия и абсурд, четвёртого – мелодрама. Ингс мастерски совмещает все эти жанры под одной обложкой, превращая обычную книгу в головоломку. У меня чуть не взорвался мозг, когда я, наконец, понял, каким же всё-таки безумным и драматичным образом переплетаются судьбы персонажей.

Обидно, что у такой добротной, глубокой, интересной книги всего двадцать читателей, две рецензии и оценка в три звезды из пяти, как у какого-нибудь ширпотреба Стюарта Хоума. И мой отзыв вряд ли исправит ситуацию, но искренне советую вам прочитать этот роман. Более того, погрузиться в него с головой, чтобы он точно не оставил вас равнодушными.

В эти мгновения ему в голову приходит простая мысль — только на Земле краски имеют смысл. Чем дальше от Земли, тем меньше смысла у красок, потому что здесь нет ни созревания, ни гниения, ни весны, ни осени. Вот почему здесь все бесцветно. И нет никого, кому бы краски принесли пользу.
Сейчас у нас нет потребности в цвете, размышляет Ловелл. Пусть делает, что хочет, отпустим его на свободу. Калейдоскоп, игрушка нашего детства. Мы должны отложить его в сторону и постараться увидеть мир таким, каким он есть. Мы должны вписаться в гораздо больший мир, мир реальный и ужасный, тот, что простирается за нашим уютным пестрым уголком, — мир черного и белого.

картинка Martis