Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

30 декабря 2023 г. 01:33

9K

4.5 История о мужчине, который жил по принципам

— Грустная история. И всё ж присутствует в ней красота.
— Ты теперь любитель красоты?
— Видел бы ты, кто ещё сегодня утром покинул мою постель, не спрашивал бы этого.
***

В мире африканской магии возможно всё. Но для поисков пропавшего ребёнка нанимают Следопыта по прозвищу Рыжий Волк, потому что дело само по себе странное, и найти мальца можно только «по старинке». Вообще-то Следопыт обладает сверхъестественным нюхом, поэтому задачка ему по плечу, вот только заказчики врут с три короба, поэтому мужчина берётся за дело с подозрительностью на максималках. В пути ему какое-то время помогает друг Леопард и ещё толпа народу. Но, как бы то ни было, это история Следопыта, рассказанная им самим, поэтому мы узнаем не только подробности поисков, но и детали его сражений, соитий, предательств (его, но не он), будем узнавать, пока не устанем — и тут как раз в жизни Следопыта начнётся белая полоса (мальца найдут, любовник останется только один, причём, верный и заботливый), но потом страдания начнутся по новой и продолжатся до самого конца. Если какое-то из слов выше (про магию или драки, либо намёк на ориентацию) вызывает у вас сомнения, лучше отбросить этот грубый и жестокий роман, пока он не ранил вас. Но меня такие нюансы никогда (точнее, года с 2016-го, когда я пришла в ДП здесь) не смущали, поэтому я читала и наслаждалась, заново открыв для себя то, что я называю миром африканской магии.

Когда читаешь про всякие вуду-худу, демонов, духов, магию крови, ритуальные танцы, то дрожь пробирает и думаешь даже, как хорошо, что это всё неправда. Но в книге Марлона Джеймса это становится правдой, вся древняя магическая традиция Африки оживает, колдовство сбывается, мифы и легенды воплощаются в реальности, вместе создавая неповторимый фэнтезийный мир трилогии «Тёмная звезда». Кое-какие истории я уже знала — о великанах, о загробном мире, о Птице-молнии, другие не знала, но нашла, и это оказалось интересно, почти как сказка, — например, о человеке-леопарде. И всё же я говорю «неповторимый», потому что даже близко ничего похожего не читала в художественной литературе. Если искать ближайшее сравнение, то это даже не что-то африканское, а фэнтезийные книги на основе древнегреческих мифов (если они не адаптированы для детей, конечно). И тут, и там кипят страсти: между героями много насилия и разврата, постоянные сражения и соития, — а всё потому, что боги там так похожи на людей. Разве что в мифах у древних греков было меньше любви между мужчинами (я не говорю про исторические реалии), однако в пантеоне был свой Гермафродит, который мог и с мальчиками, и с девочками, — совсем как наш главный герой.
Все зовут его Следопытом, и это скорее обращение по профессии, чем по имени, потому что своё настоящее он забыл — или отказался помнить, покинув семью. Куда реже люди звали его Рыжим Волком, пусть он не откликался и скандально негодовал, стоило кому-то поинтересоваться происхождением этого прозвища (но эту историю он всё же расскажет один раз). Таков уж наш главный заглавный герой.
Следопыт был следопытом с отменным нюхом — сверхчувствительным и сверхъестественным: он мог идти по следу, пока цель была жива, и потерять след, стоит только ей умереть. Как бы ни пыталась цель скрыться (пересекая реки, перелетая по воздуху, да даже телепортируясь), пока она оставалась в живых, Следопыт мог её найти. И вот к такому человеку пришли с просьбой отыскать похищенного мальчика. Конечно, он ввязался в дело, и даже не из-за денег, а потому что с просьбой к нему пришёл его старый друг Леопард — второй заглавный герой и по совместительству оборотень, в котором было больше от кошачьих, чем от человечьих, и который всё же заводил друзей и любовников среди людей. Следопыт с Леопардом были друзьями — впрочем, могли и поцапаться, и приревновать, и прикрыть друг другу спины в очередном сражении, и рассориться до смерти. Хотя для нас, читателей, история поисков мальца важнее (потому что автор не оставил нам выбора), для Следопыта, если воспринимать его реальным человеком с реальными чувствами, история его дружбы с Чёрным Леопардом стала историей всей его жизни. Но из-за авторских хитриков название романа осознаёшь только в конце, оценив и то, как всё закончилось, и то, как могло бы быть.

Вернёмся к мальцу. Его искали дважды с перерывом в несколько лет. В первый раз он пропал совсем младенцем, и Следопыта с Ко снарядили на поиски только два или три года спустя. Ведьма (или богиня её устами) нашептала, что малец ещё жив, поэтому заказчики упорствовали в поисках все годы до встречи со Следопытом. Они так хотели найти мальца, что рассказали Следопыту пять разных версий происхождения мальца и его похищения, иначе говоря, соврали пять раз и не поморщились. Уже одно это могло бы заинтриговать Следопыта, хотя основной мотив скорее был в том, что Следопыт страшно переживал за всех африканских детишек, чья жизнь оказалась под угрозой. Он и с Леопардом-то познакомился на почве того, что оба они защищали минги — проклятых детей, которые родились с какими-то отклонениями (вроде биологически объяснимых заячьей губы, жирафьих ног, сиамства, карликовости или, например, необъяснимой туманности тела). Они защищали минги вместе с тех пор, как их предал любовник Леопарда, приревновав того к Следопыту, а впрочем, может, и наоборот, ведь Следопыта прыткий юный любовник тоже имел, — вы уже чувствуете уровень драматичности, сравнимый только со скандалами в древнегреческом пантеоне? А ведь это только начало.
Но вернёмся к мальцу. Следопыт и Леопард не могли его не искать в первый раз, потому что такова их сострадательная природа (и оба убили бы меня, осмелься я сказать что-то подобное им в глаза). Но сменилось много лун, прежде чем мальца нашли в первый раз, и за это время много чего произошло. Следопыт обрёл новых друзей, встретил старых, когда-то предавших его, был предан попутчиками снова, и снова предан, его новообретённая семья была уничтожена, его любовь покинула его, а друг... Что ж, не буду вам портить хотя бы эту интригу. Самое ужасное, что когда мальца нашли, он оказался какой-то странный, как минги, — только во стократ подозрительней. Автор проспойлерил, чем закончилась история с мальцом, чуть ли не на первой странице (думаю, на второй): в конце малец умрёт. (Впрочем, это же фэнтези, так что я не была бы так уверена в его смерти, пока не вышла вся трилогия). Поэтому сами его поиски чем-то смахивают на поиски макгаффина (святого грааля для любого уважающего себя фэнтези). Словно этот персонаж существует лишь для того, чтобы композиционно организовать страдания главного героя. Правда, в отличие от настоящего макгаффина, смысл, значение и внутренний мир мальца здесь играют очень важную роль, и даже с его вторым нахождением история не заканчивается. Потому что вся книга «Чёрный Леопард, Рыжий Волк» суть показания заключённого в тюрьме Следопыта, которые он даёт на допросе в ходе расследования смерти мальца, потому что другие выжившие [враги] обвинили в этом Следопыта. Такова канва первой книги, и судя по описаниям, вторая книга обещает стать «показаниями» стороны обвинения. Я максимально заинтригована, как эту историю может рассказать Лунная Ведьма — феминистка до мозга своих трёхсотлетних костей, которая хотела добиться исторической справедливости, вернув мальца на его законное место.

Правда, за продолжение я возьмусь в лучшем случае через месяц. Всё-таки объём книги — её единственный недостаток. Нужно иметь приличный запас времени, чтобы узнавать историю спокойно, а не «обжираться» ею до тошноты. И даже так есть риск, что постоянные сражения-соития-предательства могут наскучить. (Здесь могла быть шутка про специфические предпочтения автора, кстати). Единственное, что спасает сюжет от наскучивания, — это то, что тональность «с-с-п» меняется. Вначале речь идёт о познании себя и своей сексуальности (я бы назвала это первой любовью Следопыта, если бы он не повторял фразу «Никто никого не любит» всю книгу, как мантру). Потом уже вторая жизнь, взросление и первые разочарования. Иной раз «с-с-п» проясняют тонкости продажной любви. И где-то в последней трети книги, словно утешение читательскому сердечку, появляются «с-с» без «п», потому что главный герой, наконец-то, встречает мужчину, с которым выстраивает глубокие доверительные отношения. Признаюсь, если бы не это, я могла забросить чтение, так что в какой-то степени Мосси — мой любимый персонаж. (Хотя великан, напоминающий Грута, только наоборот, ещё любимее — но это уже совсем другая история). После этой встречи история закручивается ещё круче, все тайные чувства становятся явными, а Рыжий Волк умирает душой (когда телом умирают другие) и проходит через ад на земле, — впрочем, кульминация на то и кульминация, чтобы довести читателя до катарсиса в самом конце.

В целом, от книги я в восторге (если вы ещё не догадались), и если что и стоит отметить отдельно, так это то, что «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Следопыт как настоящий мужчина ненавидел говорить о чувствах, ненавидел выяснять отношения и при малейшем намёке на чувствительность готов был дать в глаз. Топориком. Или даже двумя. Но при этом женщина внутри Следопыта хотела нежнейшей любви, хотела создать настоящую семью, стремилась искренне выражать свои чувства. Что ж, даже если «женщина внутри него» — это просто способ объяснить существование внутри себя глубоких эмоций и переживаний, за этим всё равно было интересно наблюдать. Следопыт почти против воли постоянно обсуждал с другими чувства друг друга. Ну как сказать «обсуждал»... Герои подкалывали друг друга до нервного срыва, то бишь, пока один на другого не сорвётся и не выкричит в сердцах всё, что думает. Итог один: Следопыт и его близкие довольно неплохо знали о внутреннем мире друг друга. Конечно, читатель больше узнавал о Следопыте, чем о других персонажах; я, к примеру, до сих пор не понимаю, что двигало одним из старых его друзей, который предал его однажды, или что творилось в голове у злого духа, который охотился за Лунной Ведьмой. Иначе говоря, нельзя сказать, что это книга, в которой герои обнажают все свои чувства и становятся нам понятными до донышка, здесь во многом надо читать между строк, слушать правду, стоящую за руганью, или ждать смерти, чтобы услышать исповедь. Но наблюдение за попытками героев искренне поговорить друг с другом завораживало.
Единственное чувство в этой книге, которое всегда и везде было легко опознать, — это чувство предательства. Наверное, потому оно и резало острее возможных прочих. Из-за этого чувства я бы сказала, что это роман о мужчине, который хотя и не нашёл своё место среди людей, но всегда жил по своим принципам, следовал собственному представлению о справедливости, верил в собственные выстраданные идеалы, — и поэтому его всегда-всегда предавали. (Графу Монте-Кристо подобное и не снилось). В итоге, из всех «африканских» книг, что я читала (а их не больше полудюжины), эта — самая потрясающая и отныне самая любимая.

Новогодний флэшмоб 2023, за совет спасибо higara , читала почти на одном дыхании, так увлекательно!

Комментарии


Спасибо, мощная рецензия!! Прямо по косточкам, захотелось перечитать, перед тем как приступить к лунной ведьме)


У меня большие ожидания от второй книги)). Спасибо за знакомство с этой трилогией! Ради таких открытий и приходишь во флешмоб, правда?


Ой, такие вот отзывы очень мотивируют на советы! Тоже предвкушаю вторую книгу, надеюсь, что перевод получше, а то в первой не очень


Согласна, корявенький, мягко говоря))