Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

3 января 2024 г. 17:47

1K

4 Яма, из которой не выбраться

Последняя книга прошедшего года вышла у меня не очень радостной. Впрочем, это просто так совпало, я обычно и не подбираю книги под праздники, а просто иду по запланированному, так что что выпадет, то и выпадет. Вот так вот под Новый год мне и случилось попасть в Яму. Мерзкую, беспросветную и тошнотворную. Но я-то заглянула туда всего на несколько часов, пока слушала аудиокнигу, а кто-то вынужден там провести всю свою жизнь без какой-либо реальной надежды когда-нибудь выбраться.

Куприн написал очень смелую и откровенную для своего времени книгу. Но, вопреки отзывам некоторых его современников, ничуть в ней нет какого-либо смакования пошлости и разврата. Что есть – это честный рассказ о той стороне жизни общества, о которой обычно не принято говорить: о проституции и публичных домах. Причем рассказано это безупречным языком, без камуфлирования неприглядных подробностей, но и без той нарочитой грубости, которую используют некоторые писатели, как будто стремясь больше шокировать читателя самим выбором слов, а не смыслом, который они несут. Куприн соблюдает золотую середину.

К книге этой я шла давно, получила от нее примерно то, что и ожидала, но при этом я как-то не обнаруживаю в себе особых мыслей на ее счет, о которых хотелось бы написать. Ну, знаете, бывает (по крайней мере, у меня), когда книга генерирует поток всяческих реакций: несогласие в героями или автором, рассуждение на тему, желание поделиться удачной идеей или восхититься авторской подачей чего бы то ни было. И тогда рецензия превращается в простыню и поток сознания. Здесь же не так, наоборот, у меня ощущение, что мне нечего сказать, кроме того, что с книгой я ознакомилась. И книга хорошая. Все. Остальное уже и так есть в аннотации и т.д. И дело даже не в том, что мне было скучно или не по настроению. Слушалось абсолютно нормально, просто вот в итоге каких-то бурных эмоций не осталось, несмотря на тему. Поэтому просто чуточку расскажу, о чем книга, и разойдемся на этом.

Автор раскрывает для нас всю подноготную публичных домов XIX века: как все устроено, сколько стоит «сеанс» в зависимости от класса заведения, как туда попадают девушки и каков контроль со стороны государства. Не забудет рассказать также и о клиентах, ведь не будь их, не было бы и этого «бизнеса».

Куприн беспощадно проходится по почтенным «отцам семейств», что столь благопристойны на людях, но при этом регулярно наведываются в подобные заведения. И не просто удовлетворяют свою потребность, но еще притом считают нужным даже там соблюсти «приличие» и поговорить с проституткой о том, как она дошла до жизни такой и как он почти что в нее влюблен и готов взять на содержание. После же он, конечно, и не заговорит больше об этом, да и девушки прекрасно это понимают, у них таких каждый второй. Все они идут тайком, делая вид, что это как бы и не они, и вовсе не затем, но приходят, тем не менее, регулярно. Есть и другие: молодые мальчишки, юнкера и кадеты, которые идут не столько из желания, сколько из-за подначивания сверстников. Некоторые заглядывают ради любопытства. Особая разновидность посетителей – всякие благотворители, особенно женщины, которые раздадут девушкам иконки и расскажут о том, что надо встать на путь истинный и потом будут любоваться собой, полагая, что оказали неоценимую помощь заблудшим душам.

Есть и такие, кто под действием сиюминутного порыва проникается ужасом положения проститутки, этого узаконенного рабства, и испытывает желание помочь ей выбраться. Но и в таких случаях девушки отлично могут предсказать, чем это закончится: порыв исчезнет так же быстро, как появился, и «спасенная» станет обузой.

На примере Любки, которую взялся «спасти» студент Лихонин, Куприн очень наглядно показывает, как это бывает. Ведь недостаточно просто увезти девушку и сказать: теперь ты свободна! Нужно помочь ей устроиться в новой жизни, так, чтобы она могла прожить самостоятельно. А это не так просто: очень часто девушки попадают в публичный дом, когда их продает собственная мать или в подростковом возрасте совращает какой-нибудь любитель малолеток, а потом таким образом избавляется от игрушки. Есть даже случаи, когда девушка искренне думает, что законно вышла замуж, не подозревая, что «муж» - профессиональный торговец живым товаром и с удовольствием продаст свою «жену» по сходной цене. Большинство девушек, попавшие сюда, наивны, почти ничего не видели в жизни, кроме публичного дома (бывают иногда и умные, образованные авантюристки, вроде Тамары, но это исключение). Они не имеют никаких навыков жизни в «реальном мире», никаких знаний, никакой профессии и рекомендаций. Одно только «сомнительное прошлое», изуродованную постоянным насилием над собой психику, ненависть и презрение к людям (и в то же время, трогательную способность искренне полюбить кого-то, кто отнесется по-доброму, а не как к куску мяса). А кроме прочего, привычку к относительно легким деньгам. Им даже прислугой устроиться будет проблематично, потому что никто не захочет брать неизвестно кого. А даже если и удастся, то жизнь этой прислуги будет не менее бесправной и унизительной, чем там, откуда она «спаслась». Замкнутый круг.

Поэтому очень мало кому удается выбраться из этой «системы», раз в нее попав. Вот и Куприн в своей книге шанса на лучшую жизнь не оставляет никому. Все они, его героини, уходят из заведения Анны Марковны либо в еще худшее место, либо ногами вперед, либо – в тюрьму…

Игра в классики, 21 тур, ход №9

Ветка комментариев


Самой смешно, но у меня так всегда) когда не знаю, что сказать, все равно испытываю потребность написать хоть что-то, чтобы объяснить, почему мне нечего сказать ))) потому что иначе как-то бредово, лучше уж ничего не писать. Вот так это словоблудие и тянется бесконечно, пока я усилием воли его не прекращу на рандомном месте xD


Понятно))) На самом деле понимаю, уже так привыкла писать рецки, что молча не могу)))


Ага, есть такое)
Когда привыкаешь писать на все, то уже все равно хоть что-то пишешь, просто, когда нечего сказать, то пишется сложнее)
Но и наоборот работает, когда перестаешь писать, то даже если есть что сказать, то сложно себя заставить сесть за это. А потом забывается(


Да, да, так и есть)))
Вот я не прерывалась, но тебе очень даже верю, поэтому стараюсь писать даже когда не очень хочется, такое редко, но всё же бывает.


Правильно делаешь)


Но и наоборот работает, когда перестаешь писать, то даже если есть что сказать, то сложно себя заставить сесть за это. А потом забывается(

Ёпти, какая же жиза! Я не могу. )))


Но надо себя пересиливать, вот!))


А как же радость и удовлетворение от процесса?!


А они в процессе и появятся))
Не знаю, как ты, а я лютый прокрастинатор, и часто не могу приступить к чему-то, даже если оно потенциально должно мне нравиться. Долго собираюсь и настраиваюсь. А когда все-таки пересилю себя и втянусь, то вот уже и радость, и удовлетворение. Я об этом. Ну, а что касается рецензий, то мне обычно после длительного (скажем, от полугода) перерыва сложно писать первые 2-3 рецензии, потом уже втягиваюсь и нормально.


Может и появятся. А может и нет.
Прокрастинация мне знакома, да.
В общем, должно стать рутиной, как чистка зубов по утрам и вечерам, но чтобы и радость с удовлетворением процесс приносил. А уж если отдача будет от прочитавших, то тогда вообще класс! Не знаю, как тебе, но мне в пустоту писать не очень.
Плюс ещё проблема: а что сказать-то, какие выводы написать!? Часто бывает так, что прочитал книгу и такой: ну ладно, прочитал и ок, это я знаю, с этим знаком, здесь ничего нового. А раньше взаимоотношения людей — книги позволяли не только лично приобретать жизненный опыт и узнавать про человеческие отношения, повороты сюжетные и проч. были в новинку, воспринимались часто как «вау». И об этом хотелось сказать и написать. Было вдохновение, присутствовал энтузиазм. Сейчас кажется всё банальным, испытанным и пережитым. И уже мало что интересно.


Ну, уж не совсем как чистка зубов, но как что-то привычно-приятное и даже в каком-то смысле необходимое, да))
В пустоту, конечно, не очень, кто же спорит.
Но, опять же, практика показывает, что "пустота" заполняется не сразу. Сначала, некоторое время, приходится почти без отклика обходиться, потом он начинает появляться.

а что сказать-то, какие выводы написать!?

Такое у меня тоже бывает довольно часто, с "четверочными", так сказать, книгами. Которые не совсем ужасны (где можно от души поругать), но и не бешеный восторг (который сам просится в рецензию), а просто такие спокойные эмоции а-ля "ну ничего, неплохая книга". На такие действительно сложно писать. Я иногда говорю себе "начну писать вообще как-нибудь, что в голову придет, любой поток сознания". И, бывает, что начинаю, а в процессе и дельные мысли приходят, которые, может, возникали при прочтении, а потом подзабылись. А когда начала писать о книге, снова всплыли.
В крайнем случае, если не помогает, я начинаю просто анализировать и расписывать, что в этой книге понравилось и не понравилось, не для кого-то, а просто мне самой это может помогать))
Ну, в общем, мотивация у каждого своя может быть.
Естественно, приятно получать хороший отклик, но можно и что-то другое получать тоже))


В общем, ты пиши, пиши. Лично мне интересно читать. И отвечать, когда получается. )))
Лишь бы в радость было и не обременяло.


Пишу, пишу)) на днях напишу про кроликов. Как ты относишься к кроликам?))
Спасибо)
Ну это да, все по желанию, конечно же.
Вот сейчас слушаю "Град обреченный" Стругацких, осталось немного, но понимаю, что мне суперсложно будет сформулировать отношение к книге. Есть прям очень крутые места, есть откровенно отталкивающие, есть "никакие" (для меня). И как все это описать - я хз. Так что тот случай, когда не уверена, что буду писать.


Замечательно, прекрасно! Люблю их. Как иначе?! Это же «моя тема». )) ты знала, что слово «кролик» пришло в русский язык из польского?
Но всё сформулировала и написала. Поздравляю! Молодчина. ))


Ну я так и думала, но вдруг)
Не знала, узнала сейчас от тебя)
Ага, дослушав книгу, почувствовала все-таки потребность что-то об этом написать. Потому что тот случай, когда мыслей появляется много, хотя и хаотичных и бессистемных (вот когда совсем никаких - тогда беда). Правда, я и половины не смогла описать в рецензии, но хоть что-то.
Спасибо))


Не-не-не, никаких «вдруг»! ))
Кажется, что слушать именно эту книгу легче, нежели читать. Если бы читала глазами, то может восприятие прочитанного было бы ещё хуже.


Хм, не факт. У меня подобное было с их же книгой "Хищные вещи века". Начала слушать, тяжело шло, перешла на электронку, тоже не легче)) в итоге, не помню, дослушала или глазами дочитала, может, и то, и другое, но факт в том, что изменение формата не сильно помогло)