Больше рецензий

4 января 2024 г. 08:54

959

5 Драйзер рисует мазками картину жизни

Сразу скажу, что Драйзер – мой любимый писатель. Я прочитала у него почти всё и предполагаю, что нелюбителям его произведения могут показаться однообразными. На первый взгляд Драйзер действительно использует из романа в роман одни и те же приёмы – ненадёжные персонажи, пустые обещания, нищета, Чикаго, железные дороги, мужчины, которые живут жизнь для себя и своих наслаждений. Однако для меня это всё – как лакомый кусочек, в каком-то смысле начинаешь вместе с главным героем относиться к жизни проще, когда осознаешь, что у тебя всего 70 лет и 25 из них ты уже прожил...
Я обожаю внимание Драйзера к деталям, ни у кого больше я подобного не встречала. Классических произведений много, но именно у Драйзера все персонажи как живые, а уж сколько их в этой книге... Действительно поражаешься усердию писателя, с которым он изображает жизнь. Он в подробностях описывает кухню то одного то другого занятия: тут тебе и издательское дело, и рисование, и труд разнорабочих, и реклама, и нигде Драйзер не торопится, а даёт читателю в полной мере пожить в Америке того периода – и в роскоши, и в бедности, и в крупном городе, и на ферме.
Затрагивая конкретно образ Юджина Витлы, не могу назвать его очень уж неприятным и отталкивающим персонажем. Я осуждаю его за ветреность и даже сказала бы, что здесь Драйзер многократно перешёл мою личную границу дозволенного, до которой я ещё оправдывала перемену в чувствах всех остальных его героев. Легко было оправдать Клайда Гриффитса, который разлюбил только раз. С трудом, но ещё можно было понять Фрэнка Каупервуда, для которого все-таки прослеживается три крупных романа. А Юджина Витлу понять невозможно, и в оправдание ему я могу отметить только трудолюбие и постоянные муки совести, которые сопровождают каждую его измену. После "Гения" я ловлю себя на мысли, что со мной, возможно, что-то не так, и большинство людей влюбляются после одного-трëх свиданий. Ну или во всяком случае каждый, кому оказывается внимание, в итоге обязательно влюбляется ответно...
Но все-таки главные мысли, ради которых я читаю Драйзера, не об этом. А, например, о том, что, каким бы безнадёжным ни казалось положение, всё ещё может измениться в лучшую сторону. Или, как ни странно, читая его, я всегда задумываюсь о значимости слов. Если приглядеться, герои Драйзера угадывают настроения друг друга по письмам, по взглядам, по словам, а иногда даже и без слов, поэтому очень важно, чтобы слова, если уж они были сказаны, подбирались правильные. Ещё Драйзер учит лёгкому отношению к жизни, и это помогает не зацикливаться на неудачах, а идти дальше. Ну и, может быть, на не самом хорошем примере, но учит жить для себя. Действительно, жизнь одна и прожить её нужно так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.