Больше рецензий

10 января 2024 г. 23:17

656

4 «Волшебная гора» бытия или злачная низина жизни?

Ну что—же, вот и подошло к концу моё увлекательное восхождение на вершину "Волшебной горы" Томаса Манна. Изначально я предпологал, что осилю данное произведение примерно за неделю, но уже на первой странице книги повстречал знак судьбы, оставленный самим автором и закрепляющий за мной право на длительное знакомство с произведением. Благо, что знакомство мое с сим творением не растянулось ни на 7 недель, ни тем паче на 7 месяцев, о которых возвещал автор, однако в контексте романа любой разговор о времени сразу принимает совершенно своеобразные и совсем неоднозначные обороты о которых (и не только о них) я и постараюсь в этот день вам поведать. Роман, написанный автором в первой четверти 20 века и впервые опубликованный в 1924 году стал одним их самых точных и показательных отображений своей эпохи и общественных настроений того времени. В произведении поветствуется о юноше из аристорактической семьи, приехавшем в Туберкулёзный санаторий в Швейцарских Альпах на чётко обозначенный, трёх недельный срок, чтобы проведать своего кузена и привести организм в нужную для работы инженером кондицию. Главный герой, сразу по приезду в санаторий начинает чуствовать происходящую с ним метаморфозу и явственно ощущает как внутренние, так и внешние её последствия, в процессе трехнедельного проживания в санатории он меняет свои взгляды на многие мирские понятия, его личностное ощущение времени постепенно искажается, а связь с "равниной" —прежним его миром постепенно угасает. По прошествию первых трех недель у Ганса Касторпа обнаруживают болезнь, вынуждающую его остаться на курорте на новый неопределенный срок; новость, которая окончательно сближает и отождествляет его с новым обществом и его нравами. Так он стремительно свыкается с обстановкой "здесь наверху", полностью акклиматизируется в теперешней атмосфере и становится равноправным членом санаторского общества. На протяжении всего повествования автор, в лице главного героя поднимает множество проблем совершенно различного характера и предоставляет читателю возможность в полной мере ознакомиться с огромным количеством порою совершенно противоположных идей, которые проповедуют основные персонажи романа, ставшие как-бы зеркальными отражениями мыслей и мировоззрений людей того времени. • Тем не менее, несмотря на определенную, вполне ясно и осязаемо выраженную фундаментальную идею, направленную на запечатление духа людей эпохи и их внутренних настроений, перед «великой войной», автор сумел искусно вплести в общий тон повествования философские рассуждения о жизни и смерти, о свойстве и сущности времени а также, в лице некоторых героев обстоятельно раскритиковал привычные и «мнимые» общественные нормы и идеалы. Автор не ограничивается одной точкой зрения и не отдает какой либо идее или системе миропонимания свое явное предпочтение. Его герои придерживаются совершенно разных мыслей; одни гуманны, другие до ужаса циничны и даже безнравственны, одни строгие рационалисты, другие же «распутно» гедонистичны. Людвико Сеттембрини и Лео Нафта- один «лучший друг человечества и прогресса» трудолюбивый человеколюбец, другой иезует, консерватор, и в известной мере мизантроп, признающий наслаждение единственной и важнейшей целью и задачей человечества; герои-абсолютные антиподы, в которых воплощаются две основных идеологии и два типа мировоззрения и мироощущения того времени: либерализм и консерватизм, всеобщее обьединение людей под эгидой «светской мировой республики» и концепция «идеального коммунистического града Божьего», «эгоистический» индивидуализм» и стабильно-добродетельный коллективизм, атеизм и глубокая религиозность, примат труда над наслаждением и наслаждения над трудом-все это, и не только синтезировали в себе два этих колоритных персонажа, в характерах которых чувствуются среди прочего и собственные, противоречащие и ставящие друг друга под сомнения идеи самого автора.Удивительны и примечательны также авторские рассуждения о психоанализе, несмотря на огромный пласт иных тем, красной нитью тянущиеся по всему произведению и пытающиеся посредством самого психоанализа осмыслить человеческое «влечение смерти» так явственно проявляющееся в натуре главного героя и остальных персонажей и соответственно, людей того времени. «мир хочет быть обманутым»- заявляет автор и провозглашает его таковым; всецело погруженным в область мнимо-гуманных, химерических идей и понятий. В общем смысле, автор повествует еще и о борьбе двух начал, двух движущих мир идей: плоть и дух, добро и зло, жизнь и смерть. Все вышеупомянутые концепции преследует и в должной мере раскрывает автор в своем произведении, завлекая в свои интеллектуальные тенеты внимание завороженных своебразной атмосферой и переживаниями главных героев читателей и позволяет им забыть о времени в привычном его понимании, делая из него лишь абстракцию, долженствующую романтизировать человеческую жизнь и смерть.

Источник