Больше рецензий

PurpleMerlin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 января 2024 г. 07:46

954

5

Весь мир - одно большое собрание ужасных примет и свидетельств того, что она была, она существовала, а я ее потерял.

Первый и последний раз "Грозовой перевал" я читала в 2011 году, то есть без малого полжизни назад. Он меня потряс и запал в душу глубже, чем все остальные произведения Викторианского периода, прочитанные мной на тот момент. Помню, я долго еще называла его в списке своих любимых, но время шло, детали забывались, а повода перечитать не случалось. Тем не менее на заседаниях книжного клуба, когда речь заходила о произведении Эмили Бронте, я яростно отстаивала ее новаторство и влияние на мировую литературу, пока в рядах моих товарищей слышалось непонимание и пренебрежение. И, вот, одним темным январским днем моя рука сама потянулась к томику с пожелтевшими страницами.

Роман рассказывает о семействе Эрншо, отец которого подбирает на дороге осиротевшего мальчика. Нелюдимый Хитклифф становится любимцем отца, врагом старшего сына Хиндли и верным спутником дочери Кэтрин. Хитклифф и Кэтрин растут бок о бок многие годы, бегая по пустошам и проказничая дома, пока их идиллию не нарушают Эдгар и Изабелла Линтон. Сейчас союз Хитклиффа и Кэтрин назвали бы абьюзивным и созависимым, поэтому неудивительно, что Хитклифф, мягко говоря, не рад, когда Кэтрин решает выйти замуж за благовоспитанного и богатого Эдгара. Молодой человек обещает положить жизнь на алтарь мести.

Могу сказать, что при втором прочтении роман поразил меня не меньше, чем в первый. В "Грозовом перевале" эмоций больше, чем во всей английской литературе вместе взятой. До сих пор роман читается достаточно современно. Так что можно понять, почему чопорное общество XIX века не принимало весь этот накал страстей и безумие. Сцены ссор Хитклиффа и Кэтрин я читала, не преувеличивая, затаив дыхание, настолько они откровенные. А тонкий психологизм вызывает вопросы о том, откуда уединенно живущая дочь священника могла подчерпнуть свои знания.

Во много роман читается так увлекательно из-за объемных и противоречивых персонажей. Даже Хитклиффа при всем желании невозможно свести к образу архитипичного злодея. В первую очередь, для меня история Хитклиффа - это история о боли. О боли такой мощи, что ты готов все свои силы положить на то, что по твоему мнению эту боль заглушит или хотя бы окупит. Месть была лекарством, которое Хитклифф себе прописал. Представьте себе мальчика, который вырос на улице среди жестокости и грязи всех сортов, который потом попал в настоящую семью и рос с девочкой, заменившей ему весь мир. А потом эта девочка ушла. Думая об этой боли вырванного сердца, я могу только сострадать Хитклиффу. С другой стороны, и Кэтрин я не могу видеть как ультимативную эгоистку, которой ее часто рисуют. Потому что она такой просто не является - даже замуж за Эдгара она идет, потому что у того есть деньги и положение, что позволят ей обеспечить не только себя, но и Хитклиффа. Другой вопрос, что Хитклифф не совсем согласен жить на деньги Эдгара. Как говорится, литературы бы не было, если бы герои просто сели и обсудили происходящее. Была ли любовь между Кэтрин и Хитклиффом? Абсолютно точно, да. Могли ли бы они быть счастливы вместе? Я считаю, что да, но при условии обуздания своих эмоций и большей откровенности.

Кэтрин - не добродетельная героиня Викторианского романа. Она живая, она ошибается, она дает волю своим эмоциям. Так же как и Хитклифф - не образцовый джентльмен. Поэтому "Грозовой перевал" не только все еще свежо читается, несмотря на то, что прошло уже почти два века с момента написания, но и все еще является хорошей пищей для ума.