13 января 2024 г. 22:25

88

5

Хоть книга гордо заявлена, как мемуары, подозреваю, что автор романа небезызвестная Наталья Павлищева. Издательство зачем-то шифруется.
Выросшая в пансионе Габриэль Шанель с юности стремилась к одному - независимости. Независимость дают деньги - их можно или заработать, или пойти на содержание к мужчине. Коко - прозвище, данное Шанель во время работы певичкой в малюсеньком ресторане - хотела первого, но воспользовалась вторым. Ну не заработала бы она иголкой себе на модный магазин! Сначала спонсором был Бальсан, потом - Бой, которого Габриэль искренне любила. Коко меняла моду под себя - чтобы платье на ней сидело элегантно, чтобы ей было удобно, чтобы от нее пахло не как от клумбы. Но маниакальное желание Великой Мадемуазель, чтобы все женщины одевались так, как хочет она, как удобно ей, меня злило. Сиротка из Обазина диктует всей Европе свой вкус! Самой Шанель не нравилось подчиняться кому-либо, так почему должны выполнять ее желания? Думаю, что Коко удалось попасть в струю - после Первой мировой одежда упростилась в сторону удобства, чего так жаждала героиня романа.
Шанель показана заносчивой, стервозной, нагловатой особой с завышенным самомнением, не стесняющейся в выражениях в адрес конкурентов. Она - гениальна, а все вокруг - бездари! К своим служащим относилась так, будто взяла их в рабство. Но за меценатство Коко не требовала благодарности, в отличие от заклятой бесцеремонной подруги Миси Серт. Бескорыстная помощь Стравинскому, всем дягилевским "Русским сезонам", какое-то время Кокто буквально жил за ее счет - Габриэль делала это очень естественно.
Было интересно, как автор преподнесет деятельность Шанель во время оккупации. Я не считаю, что творческие люди должны были уйти в подполье. Страну сдало правительство, а французам пришлось жить дальше. Кто в первую очередь ходил в театр - простые парижане. Не от большой радости Лифарь плясал перед Геббельсом, а от желания отстоять "Гранд-Опера" в первозданном виде, а Лелонг сохранил Париж как столицу моды. А вот, например, Сюзи Солидор очень любила принимать немцев в своем кабаре. Как вспоминал Жан Марэ, работали все, но кто-то был участником Сопротивления, а кто-то нет, и после освобождения одни начали обвинять других. Но! Между работой при немцах и сотрудничеством с немцами - существенная разница. Шанель в первый год войны по дружеской просьбе Кокто снабдила теплыми вещами роту французских солдат, но, видимо, это капля в море. А проживание в роскошном "Ритце" бок о бок с немцами ("А где мне было жить, под мостом?") и любовная связь с Динклаге, который вызволил из плена ее племянника, не остались не замеченными. Габриэль, чье имя числится среди немецких агентов, ездила в Испанию, чтобы попытаться убедить Черчилля на сепаратные переговоры с Германией, но операция "Модная шляпка" закончилась ничем. В романе это подано так, будто Мадемуазель просто хотела скорейшего окончания войны, она - миротворец, но этого не поняли, а объясняться - ниже ее достоинства. Может, так оно и было. А чтобы ей не надоедали расспросами, сама укатила в Швейцарию. Чтобы в 1953 вернуться с новой коллекцией.
Роман, как одна из художественных версий биографии Шанель от первого лица, читается легко и не раздражающе. Но многовато повторов и есть не влияющие на сюжет ошибки.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!