Больше рецензий

13 января 2024 г. 22:51

34

5

«Видите ли, я чувствую, что жив, только когда играю. Я имею ввиду ощущение полноты жизни, когда активно ищешь и создаёшь что-то новое с точки зрения сцены.» (Лоренс Оливье)

Интересно, что я никак не могу вспомнить лицо «величайшего актёра Великобритании». Генрих V, Ричард III, Тит Андроник, Гамлет, Ромео, Отелло, Хитклиф, де Уинтер, Дарси, адмирал Нельсон – я помню роли Оливье на сцене и в фильмах, но его лицо от меня ускользает… Как и характер. Каким вы были, сэр Лоренс?
Книга английского театроведа хороша и интересна. Написанная ещё в 1977 г. (в тот год Оливье исполнилось 70 лет), она немного затрагивает личную жизнь артиста и обстоятельно рассказывает о его пути в театре и кино. И если, честно сказать, кино не было его стихией (Оливье долго относился к этому виду искусства снисходительно), то подмостки – его мир. О каждом спектакле и фильме, о каждой роли написано подробно, со всеми огромными успехами и немалыми провалами.
Меня удивило, что в 1920-х и нач.30-х гг. в Англии выпуск спектаклей был каким-то конвейером. Раз, два, выучил слова и вперёд на сцену. Отличная школа, но что можно сказать о качестве таких постановок?
У Оливье на всю жизнь осталась привычка тараторить текст, ему с трудом давалась поэзия, актёр вечно балансировал на грани комедии, а его трактовки ролей порой шли вразрез с общим замыслом спектакля и оставляли «за бортом» других персонажей. Автор перечисляет и сильные стороны Оливье: смелость, зрелищность, голос, власть глаз, физическая форма, владение телом, личность, наблюдательность, техника, переживание
«У всех на языке только война, война, война…» – говорит Вивьен Ли в роли Скарлетт. Во время II-й мировой Оливье мечтал служить в авиации, но артисту сказали, что в театре и кино он нужнее.
Больше всего мне понравилось в Оливье то, что он не боялся экспериментировать. Неожиданные трактовки ролей, свой метод работы над ролью (артист обычно шел от «внешнего к внутреннему»), выбор не самых удачных пьес (критик Б.Левин: «Если глава Национальной сцены считает нужным ставить такие пьесы, было бы лучше не строить театру новое здание, а привязать закладочный камень к шее директора и бросить его в морскую пучину.»), поразительная трудоспособность – это всё Ларри. Сэр Ларри, выбравший себе эпитафию «Он смешной».