Больше рецензий

14 января 2024 г. 00:09

73

4

Я очень люблю импрессионизм. Бывая в Эрмитаже, надолго останавливаюсь перед картинами Клода Моне: «Дама в саду», «Сена в Аньере», «Большая набережная в Гавре», «Стог сена в Живерни»… Но биографию художника я знаю довольно условно.
В центре сюжета одно событие – история создания знаменитой «Grande Décoration», которое растянулось на 12 последних лет жизни художника. А Клода Моне, «как и златоволосого Гиласа, всегда тянуло в сияющую бездну пруда с водяными лилиями.»
Это история о немолодом художнике, практически безвыездно жившем в Живерни, где он создал свой Сад. Клод Моне обладал тяжёлым характером, любил поныть и пожаловаться, вкусно поесть и быструю езду. Не любил технический прогресс, американцев, покупающих его работы. Теряющий зрение (оказывается, у многих импрессионистов были проблемы с глазами), не имеющий терпения привыкнуть к очкам, Моне был потрясающе трудолюбив. Конечно, он понимал, что этот цикл пейзажей с водяными лилиями – его последняя работа, поэтому художник не мог расстаться с картинами.
Это история о дружбе между Дикобразом, как прозвали Моне, и Тигром – великим Жоржем Клемансо. Клемансо, кажется, подпитывал художника своей энергией, не давая тому увязнуть в самокритике.
История о непонимании, признании, забвении и величии.
Очень насыщенная книга, перегруженная деталями. Конечно, о художнике нельзя говорить вне контекста времени, но здесь такого даже чересчур.