Больше рецензий

15 января 2024 г. 15:05

638

3 Старая добрая Англия....

Это последний роман Остен, напечатанный при ее жизни и самый объемный. И если Фаулз скорее мужская литература, то Остен несомненно, чисто женская.

Вообще я не поклонница Джейн Остен. И откладывала почти год прочтение этого романа. Первое мое знакомство с автором было лет 10-15 назад с ее самого знаменитого романа "Гордость и предубеждение", но не смотря на то, что я читала его не так уж и давно (по моим меркам), я решительно ничего о нем не помню, кроме глубочайшего разочарования. Хотя, есть у меня мысль перечитать этот роман, но может через годик, другой.

И если открывая Остен впервые, я возлагала огромные надежды на что-то просто невероятно потрясающее, то в этот раз у меня не было никаких надежд, я вполне себе знала, чего здесь ждать.

Для меня Остен, это примерно как Ремарк: вполне предсказуемо, не очень глубокое, не сильно драматичное, не так что бы душевно разрывающее, но под определенное настроение. И вот как раз под нужное настроение роман "Эмма" отлично подошел.

В-первую очередь, почему я не ставлю крест на Остен - это конечно образ и атмосфера старой доброй Англии, с ее старыми традициями, взглядами, сплетнями, интригами, общественным мнением и т.д.

Есть три страны определенного времени, в атмосферу которых я очень люблю погружаться в книгах: старая Англия, атмосфера Американского Юга и высшее общество Российской Империи.

На мой взгляд романы Остен не достаточно глубоки, не достаточно наполнены событиями и динамикой, мало контрастов, сильно растянуты и уж очень много прямой речи, не раскрывающей сюжет, а являющейся атмосферной окраской романа. И в "Эмме" все это тоже есть. Хотя "Эмма" мне показалась более интересной, чем "Гордость и предубеждение". Более настоящей что-ли...

Но! При всем при этом, если вспомнить время о котором пишет Остен, нравы, традиции и обычаи, то ее слог, ее романы как нельзя лучше передают ту атмосферу ЖЕНСКОГО общества, которые так были характерны для старой Англии. И вот именно это мне очень нравится в ее романах.

Иногда так хочется, что бы у нашего современного общества были в почете хорошие манеры и прекрасная уважительная речь, которая может и кажется многим очень сложной, тщеславной и напыщенной, но на мой взгляд, придает невозможное обаяние и прекрасное лексическое разнообразие проявлению межличностных отношений. А еще очень хочется снова почувствовать эту соседскую обобщенность, которая в многомилионниках давно превратилась в холодность, скрытность и отчужденность.

Часто вижу в рекомендациях начинать знакомство с классики с романов Джейн Остен, как легкое чтение, но я категорически с этим не согласна. Не смотря на то, что сами сюжеты не сложные и из обычной жизни, сам слог повествования того времени (ну конечно в нормальном переводе), достаточно непривычен и может отпугнуть на первых порах. Поэтому я бы рекомендовала знакомиться с этим автором уже имея представление об общем стиле повествования 18 века, немного расширив свои знания в архаизмах, что бы в них не утонуть и не потерять за ними смысл.

Эмма. Джейн Остен