Больше рецензий

vika_paznikova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 августа 2014 г. 22:21

951

5

Помню, как в школе вся мужская половина класса называла меня "Викуськой", "Куськой" и просто "Викусей". Ох, как меня это раздражало. Порой хотелось запустить учебником кому-нибудь в голову, кто вновь осмелится сказать обидное: "Эй, Кусь!". Но благоразумие сдерживало, ибо, на моё счастье, никто и никогда не говорил мне еще более мерзкого словечка: "Вичка". К тому же, по классу и без того гуляли не самые милые прозвища: за второй партой сидел Косой (он же Кася), на заднем ряду спал Серый, мою подружку из Ленчика превратили в Пенчика, хорошиста Антона - в Тончика, не обошлось без Сокола, Огурца, Эфиопа, Толстого, ну, а про параллельные классы я и вовсе молчу. Какой там только живности не водилось, вспоминать не хочется.

На фоне всех этих кличек Чучело, само собой, не кажется самым безобидным, но вписывается в перечень прозвищ очень даже как. Школа на то и школа, дети учатся контактировать между собой, вписываются в социальную группу себе подобных, увы, не всегда успешно. Кому повезло родиться с задатками лидера, тот доминирует, задает тон и придумывает правила. Остальные - чаще всего вынуждены подчиняться.

В повести Железникова парадом командует Железная Кнопка, она решает: кого травить, кого простить, кому дать тумака. И всё было бы хорошо, если бы её так называемое "стремление к справедливости" не было направлено на живых людей. На подростков. На нежных двенадцатилетних ребят с тонкой и ранимой душой. Прямолинейные и точные клички, которые раздаются в классе направо и налево, заставляют страдать их хозяев. Они находятся в постоянном мучительном страхе от того, что могут навлечь на себя гнев Железной Кнопки, получить в глаз от Лохматого, могут быть высмеянными Шмаковой и её воздыхателем Поповым. А бойкоты и травля "предателей" уничтожают само понятие так тщательно взлелеянной справедливости.

Ну, и, конечно, взрослые в книге столь же слепы, как и взрослые в реальной жизни. Ни учителям, ни родителям нет дела до общественной жизни в классе. И это не может не привести к трагедии, которая в итоге и происходит с новенькой - с Ленкой Бессольцевой.

Это мы сейчас все такие из себя умудренные жизненным опытом взрослые, уверенные в том, что в отношениях между одноклассниками нет и не может быть ничего сверхсерьезного. Но уж точно мы не думали так, когда учились в школе и сами были подростками. Вот я очень хорошо помню, как одно лишнее слово, сказанное в классе, могло навлечь на себя травлю со стороны сверстников. Средняя школа приходится на период психологического становления точки зрения "я в мире", и от того, в каком окружении и в какой компании подросток проведет этот период, зависит его будущее отношение к социуму.

В общем, хорошую книжку написал Железников. Хорошую.

Прочитано в рамках игры "Книжное путешествие", тур 5.

Комментарии


книга очень хорошая..та права. И как важно нам, таким умудренным жизненным опытом, больше внимания уделять взаимоотношениями детей со своими сверстниками.


Тут проще написать, что стоит уделять... Мало того, что подросток уже особо и не впустит в свою жизнь-не таскаться же повсюду за уже повзрослевшим чадом... А умения котактировать в узком кругу не распространяются на большой школьный коллектив.
Подумаем-ка мы над этим завтра :-)


А знаешь, я когда забираю ребенка из сада, первым делом спрашиваю с кем он играл. Я познакомилась с его друзьями, знаю чем они промышляют ))))).
А еще я учу дать в лоб..если нужно. Может это не правильно...но....
у меня не было проблем с коллективом( не считая мелких стычек и крупных драк). Со всеми дружить невозможно, но зато можно создать вокруг себя кучку единомышленников)))эгей)))


Ты раньше не читала разве? o_O


Позор мне, позор!


Порой хотелось запустить учебником кому-нибудь в голову, кто вновь осмелится сказать обидно

мальчики дерутся на перемене ладно, но когда на перемене начинали драться девочки... лучше было выйти из класса


Хотеть запустить не значит запустить!)
У нас девочки не дрались, разве что ругались, игнорировали друг друга, устраивали бойкоты, выбирали лидера, делились на группки. Вполне такие миловидные дамочки, что сказать. :)


во-во, знакомая тема.


Точно, типичная женская реакция!И еще это вопрос после ненавязчивой беседы: А ты за кого- за нее или за меня?")


Спасибо! Очень хорошо написали.. А книга и правда сильная, хорошая, важная, нужная, актуальная в любое время..


Спасибо за Ваше "спасибо"!)


Благодаря возрасту я очень хорошо помню оглушительный выход на экраны фильма. О нем говориливсе и везде. Несколько лет спустя наша классная на каникулах повела нас в кинотеатр. Люди как будто очнулись: такое бывает?! Оказалось, бывает (((( Книга отличная, фильм по ней - не хуже. Тема, наверное, вечная.


К сожалению, да, бывает. До сих пор бывает.
Сама сталкивалась с таким в школе, увы.


Книга жизненная очень. "Чучело" обязательно нужно очень подробно разбирать на уроках литературы классе в 5-6, анализировать поступки и детей и взрослых. Один Димка Сомов чего стоит.


Это да, Вы правы, но не везде "Чучело" входит в школьную программу (у меня вот не было), да и уроки внеклассного чтения опять же не везде есть.


Да, знаю, что не везде :( мы раньше тоже не проходили, а жаль. Я своему старшему сама дала читать, и фильм мы смотрели. Надо бы еще разок перечитать-пересмотреть.


К своему стыду, сама только впервые ознакомилась с книгой, а фильм еще только в планах. Присоединяйтесь к просмотру!)


Обязательно! На выходных пересмотрим всей семьей :)


У нас тоже в программу книга не входила и уроков внеклассного чтения небыло, но учительница по украинской литературе вконце каждого урока выделяла 10-15 минут на чтение "Чучела", и его обсуждение. Мы были в шестом классе и она сказала, что у неё каждый шестой класс будет эту книгу проходить.


Вашей учительнице стоило бы поставить памятник!)


Виктория, почему-то меня зацепил первый абзац вашего комментария. Мне сложно подобрать производную вашего имени, которая самому понравилась бы, но ближе всего к этому ощущаю вариант "Вича". А от упомянутых вами вариантов меня тоже покоробило и ещё ваше отношение к ним у меня также отозвалось.
В нашем классе тоже была девочка Виктория. Мы, мальчики, с ней почти не общались. И только став взрослыми, ребята нашли одноклассников и одноклассниц в социальных сетях, стали виртуально общаться и обнаружили уважительность друг к другу.
У меня даже возникло интуитивное желание вернуться в детство, найти вас и мягко обращаться к вам словом "Вича". :-)

В 1981 году, на уроках внеклассного чтения, нам задали прочитать сначала книгу Владислава Крапивина "Всадники со станции Роса", а затем - повесть Владимира Железникова "Чучело". После прочтения каждой книги мы обсуждали её в классе. А фильм "Чучело" вышел на экраны только осенью 1984 года.
Хотя я и не был в ситуации, в которой оказалась Лена Бессольцева, но такое отношение одноклассников мне было знакомо ещё с 1-го класса. Наверное поэтому и книга, и фильм отзывались у меня внутри по полной...