Больше рецензий

17 января 2024 г. 17:58

32

5

В книге интересно и информативно рассказывается о музее, но это не путеводитель. Описано, как Павел Третьяков собирал коллекцию русской живописи, зачастую приобретал полотна не по собственному вкусу (например, он не любил Айвазовского), вопреки мнению критиков. Из заявления П.М.Третьякова в Московскую городскую думу 31 августа 1892 г.:

"Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской Городской Думе всю мою картинную галерею и передаю в собственность города принадлежащую мне часть дома."

Сейчас собрание Третьяковки разделено на Древнерусскую живопись, Искусство XVIII - первой половины XIX в., Искусство второй половины XIX в. - начала XX в., Искусство XX в. и располагается в историческом здании в Лаврушинском переулке, музее-храме Святителя Николая в Толмачах, здании на Крымском Валу, музее-мастерской скульптора А.Голубкиной, домах-музеях П.Корина, В.и А.Васнецовых.
Шла я по Третьяковке и вспоминала, как одна моя подруга, посетив Париж, сказала: «Все-таки мы в Питере зажрались.» Ну да, есть немного. Дольше всего я задержалась в залах:
1) Василия Верещагина, «высоко чтя военную доблесть, художник по своим убеждениям был глубоким гуманистом, его батальные произведения носят антивоенный характер»;
2) Василия Сурикова, сумевшего передать «с подлинным гением и проникновением мощную и грозную стихию русской народной жизни в ее патетических и исторических моментах»;
3) Виктора Васнецова, чьи »работы проникнуты поэзией и эпической мощью, присущими фольклору, а используемый прием декоративного узорочья почерпнут в народном искусстве»;
4) Михаила Врубеля, выбиравшего сюжеты »из национального эпоса, литературы и музыки. Особое место в его творчестве занимает образ демона.»