Больше рецензий

10 августа 2014 г. 14:11

3K

4

Видимо, в школьной программе по белорусской литературе было несколько сюжетов про страшно одарённых деревенских мальчиков, которые пытались дать ход своему таланту. Как-то все сюжеты у меня со времён школы смешались... Мне казалось, что Сымон-музыка - это про мальчика-аутиста, который был страшно одарён в каком-то искусстве (стихи, что ли, или музыка), читал ночью при лучине, все над ним издевались, и умер он страшной смертью.

А нет. У нас довольно динамичное произведение. Вот сейчас будет спойлерный краткий пересказ.

В детстве у Сымона только один друг - дед Курила. Все обижают и обзывают мальчика, но дед его любит и утешает. У мальчика незаурядный музыкальный талант. Он слышит музыку буквально всюду и всё может облечь в песню. Дед дарит мальчику сперва дудку, потом и скрипку. Мальчик играет так, что даже сельские жители проникаются. Но дед умирает, мальчик становится одинок.

Потом Сымона сгоряча прогоняет из дома отец. Юноша сперва прибивается к нищему, который ходит по дворам и просит милостыню в обмен на какие-то байки и песенки. Музыкальный талант юноши очень помогает в бизнесе нищему, и тот начинает натурально его эксплуатировать. Как-то они останавливаются в одном доме, где Сымон встречает девушку Ганну - и влюбляется. Ганна, видимо, расставляет правильно ориентиры в жизни Сымона, и он в ту же ночь бросает нищего.

Он попадает в корчму - к еврею Шлёме. Шлёма обещает юноше хорошую жизнь - лишь бы тот играл в заведении и развлекал клиентов. На деле же выходит так, что Сымон работает водовозом, скотником и т.д., а когда надо - Шлёма достаёт из шкафа запертую скрипку и отправляет Сымона развлекать публику. И потом снова скрипку запирает, при чём его сыновья иногда варварски мучают инструмент. Сымон выкрадывает скрипки и убегает оттуда.

Потом Сымон попадает к некоему польскому пану ко двору. Там он видит всю степень социального неравенства и не стесняется он этом при всех пану заявить, не забыв добавить, что недолго таковому осталось быть. Пан показывает Сымону, что существуют ноты, грамота, но отказывается мальчика учить - ты мужик, так и будь мужиком, незачем тебе грамота. Там же Сымон встречает деда Миколу. Микола в своё время спас жизнь пану, и тот в благодарность взял Миколу смотрителем в свой замок. Но Микала, несмотря на жизнь в достатке и удобстве, вечно скучает по своему Полесью. Оскорбленный отказом пана Сымон, да ещё и видя, что даже обласканный здесь Микола несчастлив, уходит и оттуда.

Сымон возвращается к Ганне. Они будут вместе теперь, они идут своей дорогой.

Кажется, это Колас и пытался всем сказать.

Беларускай моладзі
сваю паэму прысвячаю.
Аўтар

Искать свой путь, ничего не бояться, не терпеть издевательств и оскорблений за невнятные блага Шлёмы, нищего или пана, идти туда, где ждёт любовь и свобода.

Что классно в поэме:
1) та самая "мелодия речи", про которую нам так старательно долбили в школе, но которая таки существует: стихи у Коласа льются так легко, что их не замечаешь, остаётся только страшно комфортный для мозга текст;
2) блуждания главного героя, описанные места;
3) красиво показанные в стихах пейзажи, зарисовки времён года, как бы банально это не звучало;
4) персонажи, разные и интересные;
5) эпизоды лёгкой мистики: призрак дзеда Курылы, ручаловий бред Ганны, эпизод у знахарки;
6) стабильный хороший уровень интереса в течении чтения;
7) отрывок про "Край мой родны, край прыгожы"; мы учили его в школе, но он не стал от этого хуже.

Вообще, про отрывок. В школе учили только "лирическую" начальную часть, но мне сейчас он доставил удовольствие даже больше конечной, "исторической". Вот он, кстати:

картинка Halja картинка Halja картинка Halja картинка Halja

А что в книге плохо:
1) это махровая классика, которую никто никогда не читает.

А было ведь интересно.