Больше рецензий

28 января 2024 г. 16:54

779

4 Хорошо для новичков


Книга читается легко, есть много интересных фактов, история отдельных личностей раскрыта подробно и увлекательно. На этом плюсы заканчиваются. Особенно для тех, кто уже что-то знает об истории магии. И начинаются вопросы:
1) Почему хронологические рамки книги ограничены только Средними веками, хотя в названии фигурирует каменный век? Конечно, автор говорит, что средневековье в истории магии самое интересное время, и немного пишет о том, что на него повлияло. Но ооочень немного и спрашивается зачем же тогда это вынесено в заглавие книги? Почему тогда не назвать ее "Магия средневековья"?
2) Название книги вообще не понятно. Что значит "Настоящая история магии"? Ощущение, что  до выхода этой книги нас все обманывали, а вот теперь, наконец, вышло то, что нужно.
3) Структура книги тоже весьма загадочна. Сначала автор целую главу посвящает описанию Средних веков, чтобы,видимо, подвести читателя к мысли о том, что в Средневековье все было настолько плохо, что оставалась только на магию уповать. Потом автор резко перепрыгивает хронологически обратно, чтобы проследить влияние других эпох и культур на средневековое представление о сверхъестественном. Обзор этот, как уже говорилось, выше крайне скуп, но и он начинает путать. В конце в разделе "Церемониальная магия" помещена глава, посвященная магическим животным, которые, и автор сам это понимает, никак к церемониям не относятся. Но, по всей видимости, просто никуда больше они не укладывались.
4) Для человека знакомого с историей магии очевидно большое количество фактических ошибок. Приведу только две. Праздник. колеса года приведены в современном понимании викканства, которое было составлено уже в 20 веке и уж точно не праздновалось кельтами в таком виде. Лугнасад, Самайн, Имболк и Бельтайн действительно справлялись кельтами, о чем автор пишет. Справедливости ради надо сказать, что только они и рассмотрены в книге, но почему только они, если приведено все колесо года, для читателя незнакомого с виккой не очевидно.
Вторая ошибка - это относительно современная идея о том, что перевёрнутая пентаграмма считалась знаком зла и Сатаны и в Средние века. Как убедительно показывает Сергей Зотов в "Средневековой магии", пентаграмма в средневековье была защитным знаком в любом виде, даже перевёрнутая. И на церквях ее можно увидеть в таком виде и на детских люльках.
В общем  можно прочитать для общего знакомства, если только увлеклись темой или для расширения знаний о личностях в магии (о них у автора довольно нескучно получается рассказывать).