Больше рецензий

-Nell-

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 февраля 2024 г. 08:25

204

4 «Конец империи… начало легенды»

Автор историк и археолог, и судя по закрученности сюжета природа наградила его достаточно богатой фантазией, но он не писатель. Это мое первое знакомство с творчеством Валерио Манфреди и этот мой вывод основан лишь на примере этого произведения. Стиль книги отрывистый и , если так можно выразиться, не литературный. Это больше похоже на сценарий будущего фильма. Что в общем и произошло. Как написано в информации о фильме, Манфреди является и сценаристом картины и возможно ему не пришлось слишком трудиться, чтобы переработать книгу в сценарий. Фильм я не видела и потому мнения по его поводу у меня нет. Но то, что изысканный и благородной наружности Колин Ферт выбран на роль «рыцаря печального образа» Аврелия, кажется мне очень даже удачным.
Как там все происходит в фильме - не знаю, наверное полный гламур, но вот в книге все действующие лица получились мутные и блеклые. Либо хорошие, либо плохие, но и в своей абсолютной хорошести или плохости они также одномерны и одноцветны.
По ходу действия и совершенно невероятных приключений героев, которые всегда заканчиваются хорошо и полнейшей их победой над врагами и природой, как в настоящем Голливудском фильме, бывшие легионеры и гладиаторы, а они вообще-то уже и не очень то молодые, выполняют самые неожиданные трюки, превращаясь в отменных каскадеров и акробатов на съемочной площадке, в которую очень быстро превратилась книга. Девушка Ливия - отважная воительница и безупречная амазонка без страха и упрека, а наставник юного Императора Амброзин так и вообще бесценное сокровище и вместилище бесконечных знаний, умений, навыков и талантов, без которых храбрые и смелые солдаты не сумели бы противостоять ни суровейшим погодным условиям, ни взять верх на превосходящими силами диких и жестоких варваров. Но чтобы это не был обычный боевик в исторических декорациях, автор периодически устраивает во время привалов в рамках исторического ликбеза небольшие лекции Амброзина, кратко знакомящего солдат и своего воспитанника с жемчужинами трудов великих древних историков и литераторов, проводит небольшие исторические экскурсы и описывает всякие технические новшества и изобретения. Вся эта мелодекламация старого друида, мудреца и философа, «мистика-мечтателя», одновременно христианина, кельтского жреца и язычника, однако, никак не сочетается по своему стилю с общим контекстом и выглядит очень чужеродно и притянутой за уши. Книга необыкновенно затянута и перегружена лишними и не нужными подробностями, не несущими никакой смысловой и даже стилистической нагрузки.
Странный перевод имён и названий, хотя и современный, а не какой- то дореволюционный. Тот, кого мы знаем по многим историческим трудам, а не только по художественной литературе, под общеизвестным традиционным именем Аэция, фигурирует как Атис. Жестокий правитель Британии почему-то Вортиген, а не Вортигерн. Он, кстати, в описываемый период вот уж несколько лет как отошел в мир иной, а весь этот аттракцион с золотой маской вообще странная выдумка автора. Отслеживая маршрут героев, практически «из варяг в греки», пыталась восстановить по вроде как латинизированным названиям городов их современное название, но это было непросто. Каталаунские поля, где произошла битва Аэция и его союзников с Атиллой названы Каталонией, но место с таким названием вообще-то в Испании. Например город Аргентор в тексте это оказывается Аргенторат (Аргенторум), в миру Страсбург, и еще много подобных запутанностей. Для тех, кто читает для удовольствия, не утруждая себя останавливаться на всякого рода нестыковках, все эти замечания покажутся наверное чем то вроде старческого брюзжания, но после десятка прочитанных книг об Атилле и Аэции, например, меня эти неточности раздражают.
Автор честно признается, что все происходящее и большая часть действующих лиц плод воображения и сплошная выдумка. Совершенно невероятная история, которая и не история, даже не альтернативная история, а совершеннейшая фантазия, основанная на легендах и преданиях, хотя и ограниченная, правда довольно таки эфемерными и нечеткими историческими, географическими и хронологическими рамками. Так например многострадальная Аквилея, город Аврелия и Ливии, был разрушен Атиллой и его гуннами во время его похода на Рим, а не германцами во главе с воеводой Одоакра - Вульфилой, образом, очевидно также выдуманным автором.
Но есть одно большое «НО», несмотря на то, что книга неоправданно и излишне длинная, глянцевая как лубок, сплошной ширпотреб и китч, мне по большей части было интересно и совсем не скучно. Когда в окно без перерыва целыми днями стучит дождь и завывает пронизывающий северный ветер, то очень хочется чего-то положительного и успокаивающего как стакан простого и привычного горячего чая со сладким пирогом. Именно так я бы охарактеризовала эту книгу. Просто и сладко. Приятного аппетита.