Больше рецензий

2 февраля 2024 г. 08:57

8K

5 Смешные уроки дисциплины

В детстве и юношестве я всегда почему-то мечтала стать учителем. Сначала воспитателем детского сада, потом учителем начальных классов, затем учителем русского и литературы и, наконец, преподавателем музыки по классу скрипки в музыкальной школе. Последнюю мечту я даже попыталась осуществить, но вовремя одумалась... В итоге - три моих закадычных подруги таки стали учителями, а я нет! И, собственно, ни сколько не жалею о сём, если не считать отсутствие филологического образования... Кошки иногда скребут на душе, и локоть немного дразнит своей недоступностью, но, как говориться, судьба... Руки мои проложили мне дорожку в жизни, ну а детская мечта... Её ещё не поздно немного приблизить, минуя преподавание, потому как я по натуре не учитель и не люблю обучать и контролировать других...

Однако, к чему я об этом? Рассказ этот об учителе. А тема, которая меня саму не раз интересовала - а как учителю держать дисциплину в классе? Учителя ведь по натуре и психике все разные. И степень их учёности не всегда равняется способности прививать знания, как и держать внимание учеников. А к этому ещё и примешиваются вредные детские натуры, ибо все знают, что дети - самые жестокие в мире люди. Развивающийся человеческий интеллект, который ещё не контролирует внутреннюю мораль - ядерная смесь, которая подчас дорого обходится многим вполне талантливым учителям.

Так вот, некий математик, Харлампий Диогенович, который, как и Пифагор, был грек по происхождению, выбрал себе, как приём удержания дисциплины в классе, которым несколько наказывал провинившихся учеников, всеобщее осмеяние. Нет, он не позорил свою жертву, он просто слегка подтрунивал над ней, якобы остроумной шуткой или сравнением с кем-либо, а весь класс при этом начинал смеяться. Что чувствовал при этом нашкодивший по умыслу или без умысла ученик? Стыд, конечно, который потом забыть было трудно, а значит урок по дисциплине усваивался однозначно. И вот воспоминания героя данного рассказа Искандера, которому математик приписал несуществующий тринадцатый подвиг Геракла :

Я, понятно, об этом нисколько не жалею, но мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.

Возможно, и хороший метод выбрал учитель, и многим он подошёл, в качестве некоего отрезвления, особенно в детстве. Ибо, как говорил Б. Окуджава - "Когда я кажусь себе гениальным, я иду мыть посуду".
Но... Я бы не стала применять этот метод со всеми подряд, потому как некоторых, особенно в детстве, можно и ранить до глубины души и не заслуженно даже, а вовсе не исправить их мелкие огрехи, потому что мы ведь все разные... Поэтому профессия учителя очень сложна и ответственна. Ведь, учитель не только даёт знания, но и в некотором смысле "лепит" наши души.

o-r.jpg


Ветка комментариев


Рецензия классная, а еще здорово, что на классный рассказ после классной рецензии не менее классное обсуждение всей сложности учительской профессии с учетом необходимости держать внимание не только дисциплинированных учеников, но и молодых хулиганов и "дикарей", даже если эти дикари могут получать по иным предметам "пятерки", например, по физкультуре и держат в кулаке весь класс. Я знаю про себя абсолютно точно, что мог бы в школе преподавать историю или русский язык и литературу, но знаю также абсолютно точно, что не справился бы с учениками в плане дисциплины. Чего нет во мне, того, увы, нет. А историй детской жестокости и по отношению к хорошим ученикам и по отношению к учителям в моей памяти хоть пруд пруди. Но были и хорошие ученики, которые никогда не совершали подлости.


Рецензия классная, а еще здорово, что на классный рассказ после классной рецензии не менее классное обсуждение всей сложности учительской профессии

Приятно, что заглянули, Сергей, спасибо) Да, обсуждение часто дополняет рецензию, а подчас интереснее самого отзыва. В этом и есть прелесть общения)

Я знаю про себя абсолютно точно, что мог бы в школе преподавать историю или русский язык и литературу

Да уж, и это в Вас угадывается по объёму знаний и классной, наполненной литературной речи)

не справился бы с учениками в плане дисциплины. Чего нет во мне, того, увы, нет.

Вот и во мне нет. Хорошо, что не стала учителем. У меня подруги учительницы, обе с железным и давящим характером, они, кстати, обе держат дисциплину. Одна в начальных классах, а другая почти во всей школе))

А историй детской жестокости и по отношению к хорошим ученикам и по отношению к учителям в моей памяти хоть пруд пруди.

Да.. Школа - это целая эпоха в жизни многих людей. Одни вспоминают её с радостью, а другие с болью детских травм..


Спасибо, Таня, вы меня понимаете иногда с полуслова. Это дорогого стоит) А еще благодарен вам за хорошие слова обо мне, революцию в школьном образовании я бы не сделал, но многие дети сидели бы раскрыв рты)), во всяком случае у многих бы проснулся и не угас потом в жизни интерес ни к русскому языку, ни к русской и зарубежной литературе, ни к всемирной и отечественной истории, ни к тому, что человек должен нести свет, а не тьму.


человек должен нести свет

картинка Ludmila888
картинка Ludmila888


Ура! К нам опять ёжик из тумана прибрёл ;)) Да еще и со светом знаний!) Очаровашка ;-)


Спасибо, Люда! Мягкий, добрый юмор это одна из главных опор, на котором держится человечество. Знание, конечно, сила, но любовь добро и сострадание значат не меньше)


Мягкий, добрый юмор это одна из главных опор, на котором держится человечество.

Полностью согласна! Без юмора - никак и никуда! )

Знание, конечно, сила, но любовь добро и сострадание значат не меньше)

И тут наши мнения совпадают.) Я ведь и не писала, что свет дают только знания. Перечисленные Вами любовь, добро и сострадание тоже, конечно, освещают наш путь. А, например, философский принцип триединства Истины, Добра и Красоты (разума, воли и чувства) подтверждает это. Разум безжизнен без добра, воля бессильна без разума. И лишь гармоничное единение разума и воли (Истины и Добра) высвечивает ту внутреннюю Красоту, которая, возможно, и способна спасти мир. Во всяком случае, Достоевский в это верил. И не только он.

«Истина, Добро, Красота. Всё это тут, за углом, в следующем проходе; всё это найдётся в следующей книге, в той, что ты ещё не прочёл, или на следующем стеллаже, до которого ты ещё не добрался. Но доберёшься в один прекрасный день»
(Д.Уильямс «Стоунер»).


Замечательно сказано и вами, и пока неведомым мне Д. Уильямсом)


Кстати, рекомендую Вам прочесть "Стоунера". Если заинтересовались, то у меня и рецензия на него есть.)


О, Людмила! У меня тоже есть отзыв, я его читала, мне понравился роман, а многим нет!)

Мне тоже понравился роман. Сейчас уже поздно, а завтра обязательно загляну к тебе в гости туда, а ты - ко мне. Ну, и Сергея будем ждать, разумеется.)))


Начну с рецензии)


«Любовь и книги… Что ещё нужно?» -
эта цитата тоже из "Стоунера". )


Как по мне, так уже все вроде бы есть, больше и ничего не нужно)


Я Вам тоже рекомендую, Сергей. Я тоже читала роман, как и Людмила, и отзыв писала. Но мы, кстати, с ней не обсуждали его. На лайвлибе он многим не пришёлся по вкусу, а мне понравился)

Хорошо)


Красивый какой комментарий, Людмила! И цитата тоже из хорошего романа, но я уже не помню её, спасибо, что напомнила)

Цитата эта у меня в рецензии есть. Поэтому не составило труда вспомнить. Полезно всё-таки писать отзывы на книги.)))

Комментарий скрыт по причине: другое
Комментарий скрыт по причине: другое
Комментарий скрыт по причине: другое

Рецензия классная, а еще здорово, что на классный рассказ после классной рецензии не менее классное обсуждение всей сложности учительской профессии

Ах, Сергей, какая классная цитата из Вашего классного коммента об учителях, которые, кроме проведения предметных уроков в классах, являются ещё и классными руководителями. Класс! )))


Как классно вы обыграли это многогранное слово и понятие!)


Ага, я тоже на это обратила внимание! Класс!
Людмила, ты ведь тоже это слово любишь, частенько применяешь!?)