Больше рецензий
2 февраля 2024 г. 08:57
8K
5 Смешные уроки дисциплины
РецензияВ детстве и юношестве я всегда почему-то мечтала стать учителем. Сначала воспитателем детского сада, потом учителем начальных классов, затем учителем русского и литературы и, наконец, преподавателем музыки по классу скрипки в музыкальной школе. Последнюю мечту я даже попыталась осуществить, но вовремя одумалась... В итоге - три моих закадычных подруги таки стали учителями, а я нет! И, собственно, ни сколько не жалею о сём, если не считать отсутствие филологического образования... Кошки иногда скребут на душе, и локоть немного дразнит своей недоступностью, но, как говориться, судьба... Руки мои проложили мне дорожку в жизни, ну а детская мечта... Её ещё не поздно немного приблизить, минуя преподавание, потому как я по натуре не учитель и не люблю обучать и контролировать других...
Однако, к чему я об этом? Рассказ этот об учителе. А тема, которая меня саму не раз интересовала - а как учителю держать дисциплину в классе? Учителя ведь по натуре и психике все разные. И степень их учёности не всегда равняется способности прививать знания, как и держать внимание учеников. А к этому ещё и примешиваются вредные детские натуры, ибо все знают, что дети - самые жестокие в мире люди. Развивающийся человеческий интеллект, который ещё не контролирует внутреннюю мораль - ядерная смесь, которая подчас дорого обходится многим вполне талантливым учителям.
Так вот, некий математик, Харлампий Диогенович, который, как и Пифагор, был грек по происхождению, выбрал себе, как приём удержания дисциплины в классе, которым несколько наказывал провинившихся учеников, всеобщее осмеяние. Нет, он не позорил свою жертву, он просто слегка подтрунивал над ней, якобы остроумной шуткой или сравнением с кем-либо, а весь класс при этом начинал смеяться. Что чувствовал при этом нашкодивший по умыслу или без умысла ученик? Стыд, конечно, который потом забыть было трудно, а значит урок по дисциплине усваивался однозначно. И вот воспоминания героя данного рассказа Искандера, которому математик приписал несуществующий тринадцатый подвиг Геракла :
Я, понятно, об этом нисколько не жалею, но мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.
Возможно, и хороший метод выбрал учитель, и многим он подошёл, в качестве некоего отрезвления, особенно в детстве. Ибо, как говорил Б. Окуджава - "Когда я кажусь себе гениальным, я иду мыть посуду".
Но... Я бы не стала применять этот метод со всеми подряд, потому как некоторых, особенно в детстве, можно и ранить до глубины души и не заслуженно даже, а вовсе не исправить их мелкие огрехи, потому что мы ведь все разные... Поэтому профессия учителя очень сложна и ответственна. Ведь, учитель не только даёт знания, но и в некотором смысле "лепит" наши души.
Ветка комментариев
Рецензия классная, а еще здорово, что на классный рассказ после классной рецензии не менее классное обсуждение всей сложности учительской профессии с учетом необходимости держать внимание не только дисциплинированных учеников, но и молодых хулиганов и "дикарей", даже если эти дикари могут получать по иным предметам "пятерки", например, по физкультуре и держат в кулаке весь класс. Я знаю про себя абсолютно точно, что мог бы в школе преподавать историю или русский язык и литературу, но знаю также абсолютно точно, что не справился бы с учениками в плане дисциплины. Чего нет во мне, того, увы, нет. А историй детской жестокости и по отношению к хорошим ученикам и по отношению к учителям в моей памяти хоть пруд пруди. Но были и хорошие ученики, которые никогда не совершали подлости.
Приятно, что заглянули, Сергей, спасибо) Да, обсуждение часто дополняет рецензию, а подчас интереснее самого отзыва. В этом и есть прелесть общения)
Да уж, и это в Вас угадывается по объёму знаний и классной, наполненной литературной речи)
Вот и во мне нет. Хорошо, что не стала учителем. У меня подруги учительницы, обе с железным и давящим характером, они, кстати, обе держат дисциплину. Одна в начальных классах, а другая почти во всей школе))
Да.. Школа - это целая эпоха в жизни многих людей. Одни вспоминают её с радостью, а другие с болью детских травм..
Спасибо, Таня, вы меня понимаете иногда с полуслова. Это дорогого стоит) А еще благодарен вам за хорошие слова обо мне, революцию в школьном образовании я бы не сделал, но многие дети сидели бы раскрыв рты)), во всяком случае у многих бы проснулся и не угас потом в жизни интерес ни к русскому языку, ни к русской и зарубежной литературе, ни к всемирной и отечественной истории, ни к тому, что человек должен нести свет, а не тьму.
Ура! К нам опять ёжик из тумана прибрёл ;)) Да еще и со светом знаний!) Очаровашка ;-)
Спасибо, Люда! Мягкий, добрый юмор это одна из главных опор, на котором держится человечество. Знание, конечно, сила, но любовь добро и сострадание значат не меньше)
Полностью согласна! Без юмора - никак и никуда! )
И тут наши мнения совпадают.) Я ведь и не писала, что свет дают только знания. Перечисленные Вами любовь, добро и сострадание тоже, конечно, освещают наш путь. А, например, философский принцип триединства Истины, Добра и Красоты (разума, воли и чувства) подтверждает это. Разум безжизнен без добра, воля бессильна без разума. И лишь гармоничное единение разума и воли (Истины и Добра) высвечивает ту внутреннюю Красоту, которая, возможно, и способна спасти мир. Во всяком случае, Достоевский в это верил. И не только он.
«Истина, Добро, Красота. Всё это тут, за углом, в следующем проходе; всё это найдётся в следующей книге, в той, что ты ещё не прочёл, или на следующем стеллаже, до которого ты ещё не добрался. Но доберёшься в один прекрасный день»
(Д.Уильямс «Стоунер»).
Замечательно сказано и вами, и пока неведомым мне Д. Уильямсом)
Кстати, рекомендую Вам прочесть "Стоунера". Если заинтересовались, то у меня и рецензия на него есть.)
Мне тоже понравился роман. Сейчас уже поздно, а завтра обязательно загляну к тебе в гости туда, а ты - ко мне. Ну, и Сергея будем ждать, разумеется.)))
Начну с рецензии)
«Любовь и книги… Что ещё нужно?» -
эта цитата тоже из "Стоунера". )
Как по мне, так уже все вроде бы есть, больше и ничего не нужно)
Хорошо)
Цитата эта у меня в рецензии есть. Поэтому не составило труда вспомнить. Полезно всё-таки писать отзывы на книги.)))
Ах, Сергей, какая классная цитата из Вашего классного коммента об учителях, которые, кроме проведения предметных уроков в классах, являются ещё и классными руководителями. Класс! )))
Как классно вы обыграли это многогранное слово и понятие!)
Ага, я тоже на это обратила внимание! Класс!
Людмила, ты ведь тоже это слово любишь, частенько применяешь!?)