Больше рецензий

3 февраля 2024 г. 16:51

Лучшее на Лайвлибе

105

3.5 Спойлер ‘На западном фронте без перемен’ Эрих Мария Ремарк и ужасы войны.

Я в полной мере сочувствую Ремарку с человеческой точки зрения, учитывая всё то, через что он прошел: публичное сжигание его книг, безжалостную критику нацистов его произведений, казнь его сестры, за которую ему пришел счёт для оплаты и, конечно же, эмиграция. С более полной биографией вы можете ознакомится в замечательном видео от Полины Парс. При прочтении романа у меня складывались крайне смешанные чувства: с одной стороны, содержание этой книги и ее история, неразрывно связанная с жизнью Ремарка, довольно важны и по сей день; с другой же стороны, некоторые моменты, наличие которых было весьма много, вызывали, если не гнев, то значительное негодование.


«На западном фронте без перемен» можно с уверенностью назвать автобиографичным романом, поскольку сам Ремарк воевал на одноименном фронте во времена первой мировой войны, на которую, справедливости ради, отправился добровольцем под влиянием немецкой пропаганды в те времена. Вдобавок, биографично еще и то, что Ремарк именовал главного героя своего романа своим вторым именем (до того, как сменил его) – Паулем, от чьего имени и ведется всё повествование. Пауль, как и все его фронтовые товарищи, еще дети, практически мои ровесники:


«Всем четверым по девятнадцать лет, все четверо пошли на войну из одного класса»


Поддавшись пропаганде и национальным идеям, они пошли в армию на службу, но первая же «вылазка» на фронт разбила их розовые очки ужасами войны и многочисленными жестокими смертями. Нужно также заметить и то, что Ремарк хоть и описывает свой опыт, в том числе и психологический, пребывания на войне, в частности, на этом фронте, но всё-таки это художественное произведение, а не документальное (или как модно сейчас называть: автофикшин) и Ремарк рассуждает не в частности про первую мировую, но в том числе, а в целом про бессмысленность войны, бессмысленную жестокость, о бессмысленных смертях, особенно, неподготовленных восемнадцатилетних новобранцев, которые мрут как мушки в первые же секунды нахождения в пределах фронта. Этот роман можно с легкостью назвать антивоенным, но в нём вы не увидите громких лозунгов, но по мере прочтения внутри вас будет нарастать тревожный лейтмотив этого романа: бессмысленность войны!


Наверное, каждый согласится, что содержание этого романа несоизмеримо важнее исполнения, но это не совсем так. Ремарк, как мы знаем, один из авторов потерянного поколения, сломавшийся ужасами войны, что несомненно отразилось и на его творчестве, особенно в сегодняшнем романе. Мое прочтение данного произведения в феврале было приурочено годовщине всем известным событиям. Но также это показало и то, что читать непосредственно про войну и военные действия – это не моё, от слова совсем. Слог Ремарка в этом романе откровенно слабый и притянуть сюда за уши тему романа было бы просто глупо, поскольку это не первое произведение автора (а именно с первого произведения Ремарка я и начал с ним знакомство и слог там был куда лучше) и даже не второе. Слог Ремарка был еще и «приукрашен» отвратительным, на мой взгляд, уличным жаргоном, который вы можете встретить в любой подворотне. И мало было этого жаргона, так автор приплел сюда противные «мужские» и откровенно сексистские разговоры о женщинах, и в целом, обо всем в этой манере. Как вы уже знаете, для меня большой триггер в произведениях – это зоонасилие и тут Ремарк не остался без внимания: огромное количество моментов бессмысленного насилия над животными. Первый описанный момент я еще понял: он был прописан для передачи царившей на фронте атмосферы ужаса, но после него было еще три таких момента, и они мне они показались излишними, нужными автору только для того, чтобы вытянуть слезу из читателя. Также идя на прочтение данного романа, я понимал, что будут описаны ужасы войны, но был невероятно ошарашен многочисленной жестокостью некоторых моментов: бесчисленные описания разных кусков тела, разорвавшихся от снарядов и висевших на деревьях, тошнотворные описания чьих-то кишок навыкат и всё подобное в этом духе. 

Ну и, наверное, самое главное, что вызвало у меня смешанные чувства – это нытьё главных персонажей в духе «ах, какие мы бедные». Я, правда, сочувствовал им, как и любым другим, просто потому что они были на фронте и впитали в себя все эти страдания. Но смотря ретроспективно с точки зрения нынешнего времени, я не могу понять размышления, в том числе и главного героя, когда его страна развязала первую мировую войну и начав проигрывать, они думали: «вот, у французов, англичан, американцев и оружие хорошее, и еда сытнее и тд, а мы бедные несчастные, нас бомбят и убивают, а еще мы голодные». Хоть я и стараюсь не отождествлять свои чувства с произведением, но тут я не смог этого сделать никак. 


Ремарк безусловно написал сильное произведение, особенно для Германии 1929-ого года; но несмотря на тему романа, произведение у меня вызвало больше разочарование, нежели какой-либо интерес. Я, конечно, не прочитал всего Ремарка и даже какой-либо внушительной части его произведений, чтобы судить так, но всё же считаю, что он стал заложником примерно одной и той же темы своих произведений. Поэтому решил, что с автором я буду далее знакомится как можно более дозированно, вплоть до одной книги в год, поскольку еще две книги Ремарка у меня лежат непрочитанные на полках. На лайфлибе я произведению поставил 3.5/5; может быть при прошествии некоего времени и обдумывания этого романа я её изменю, но я очень в этом сомневаюсь.