Больше рецензий

JackieReed47

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 февраля 2024 г. 10:48

249

3 Возвращение к гневу

«Мнимые тела, подлинные сущности» - подробный научный труд о телесности и формировании образа тела. В центре внимания Николь Шнаккенберг - анорексия и булимия, селфхарм, гендерные особенности, дисморфофобия, психологические расстройства, избегание контакта с неприятными чувствами, такими как стыд и гнев, которые и лежат в основе проблем с восприятием образа тела. С одной стороны, список тем огромен, с другой - некоторые тезисы повторяются, сложно воспринимать текст из-за большого количества статистики, ссылок на исследования и эксперименты. Автор рассматривает не только расстройства пищевого поведения, а также анализирует, как самые разные внешние отличия заставляют людей испытывать неловкость и отвержение в обществе, насквозь пропитанным навязанными стандартами красоты.

Изложу основные тезисы.

1. Недовольство внешностью возникает из-за формирования определенного образа жизни, где подлинное Я человека никак не проявлено, что вызывает боль. Подлинное Я - это контакт с истинными целями и желаниями, естественные проявления нашей сути. К сожалению, чтобы адаптироваться в обществе, человек может использовать скрытые Я, то есть надевает маску, которая обеспечивает безопасность и отвечает запросам общества, семьи.

2. В основе конфликта с телом - целый комплекс причин. Во-первых, влияние интернета и социальных сетей - «быть красивым - значит, быть желанным» (Ш. отсылает читателей к труду «Миф о красоте»). Во-вторых, это подавленная агрессия - например, когда человек не может сопротивляться внешнему давлению и проецирует агрессию на самого себя. В-третьих, это желание исчезнуть, чтобы не испытывать неприятных чувств, как бы самоустраниться. В-четвертых, контроль над питанием, полное сосредоточение, это позволяет не думать о других проблемах, а также, что более важно, контролировать нежелательные эмоции (контроль над весом = контроль над эмоциями). В-пятых, это способ доказать, что мы достойны любви, в основе - желание стать лучше, чтобы получить внимание, признание.

«Хотя добровольное голодание убивало мое физическое тело, оно позволило достичь того, в чем нуждалась моя психика. Мои гнев и боль обрели выражение, и в то же время вместе с тем я успокоилась и эмоционально онемела»

3. О коже. Кожа связана с мозгом, с помощью воздействия на кожу сохраняется возможность снимать психологическое напряжение и взаимодействовать с участками мозга. Так, самоповреждение превращает скрытую душевную боль в физическую, ее можно наблюдать и контролировать.

4. Татуировки могут быть способом вернуть собственную идентичность. Люди, пережившие изнасилование, говорили о том, что пирсинг и тату позволяют им вернуть свое тело. Факт: раньше татуировки делали воины, законченные, представители рабочего класса, те, кто служил государству (татуировка - способ вернуть себе тело, которое принадлежит государству). Тату как ритуал, как способ идентификации, как защита и т. д.

5. Психотерапия - это возможность соприкоснуться со стыдом, гневом и страхом в контакте, чтобы научиться выдерживать подобные эмоции и не сливаться, а занимать позицию наблюдателя. Однако автор пишет, что «одних разговоров может быть недостаточно». Так или иначе, Ш. разбирает, как на организм влияет стресс, как формируется стыд и почему важно проявлять гнев («эти эмоции могут продолжать преследовать нас, пока о них не позаботятся»).

«Энтони де Мелло, иезуитский священник и психотерапевт, рассказывает притчу об учителе дзэн, который до просветления пребывал в депрессии и после просветления продолжил находиться в ней. Существенное отличие заключалось в том, что после просветления он больше не отождествлял себя со своей депрессией»

6. Уделено внимание и детско-родительским отношениям. Трудности с привязанностью, важность тактильного контакта и последствия игнорирования эмоциональных потребностей ребенка.

7. Шнаккенберг предлагает различные техники самопомощи: йога, цигун, письмо своему телу, дыхательная практика, созерцание, сканирование тела, интуитивное питание. Основа техник - самосострадание и возвращение в тело. Конечно, для кого-то методы могут показаться полезными, но мне сложно внедрять подобное. В частности, я не слишком верю в практику от Луизы Хей, которую автор активно применяет. Она также опирается на сотни исследований, упоминает и Юнга, и Фрейда, и Кэмпбелла, и Винникотта, и Далай-Ламу, а еще пишет о Жанне д’Арк, принцессе Диане и Майкле Джексоне.

8. Некоторые примеры, которые иллюстрируют спектр проблем, которые Николь анализирует в книге:
- случай Мелиссы Мартин-Хьюз, девушки, покончившей с собой из-за травли (у нее была угревая сыпь);
- случай модели, которую облили кислотой, после этого она осталась слепой на один глаз;
- случай мужчины, ампутировавшего свою кисть, поскольку она воспринималась как инородный предмет;
- случай Дэвида (конфликт с телом закончился самоубийством);
- случай Карен Карпентер, умерла в 32 года от осложнений из-за нарушения питания;
- комментарии «модов», людей, которые модифицируют тела.

Итог. К сожалению, для меня информация оказалась банальной и не новой. Книгу мусолила больше месяца, здесь есть заявка на серьезное научное исследование, но многие тезисы повторяются, получается каша, а вот практических советов мало. Увы, иногда материал слишком разрозненный - в книгу попытались напихать все, что можно, от РПП и гендерных особенностей до внетелесного опыта и ковыряния кожи. Хотя как очередной кирпичик в исследовании телесности вполне подойдет. В качестве альтернативы предложу работу Юлии Лапиной «Тело и еда, секс и тревога».