Больше рецензий

4 февраля 2024 г. 20:54

141

5

А. П. Чехов "Душечка".
Как Лев Николаевич Толстой, не просто люблю этот рассказ, а в Оленьке Семёновне Племянниковой нахожу себя. "Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на её полные розовые щеки, на мягкую белую шею с тёмной родинкой, на добрую, наивную улыбку, которая бывала на её лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…», – и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить её за руку и не проговорить в порыве удовольствия:
"– Душечка!" Оленька ни у кого не вызывала неприятных чувств. Это была та молодая женщина, которая вызывала доверие. Именно оно и притягивало к ней мужчин, в чём-то несостоявшихся, потерявших жён, мечтающих о покое и уюте.
"С одной стороны, публика невежественная, дикая. Даю ей самую лучшую оперетку, феерию, великолепных куплетистов, но разве ей это нужно? Разве она в этом понимает что-нибудь? Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость!"- всегда сетовал Кукин Иван Петрович, антерпренёр и содержатель увеселительного сада «Триволи». Всё эмоционально, с надрывом произносил. У Кукина всё вызывает бурный всплеск эмоций: люди, природные явления. Во всём видит ущерб для работы, нехватку средств для оплаты актёрам.
"...Кукин воюет со своей судьбой и берёт приступом своего главного врага – равнодушную публику...",- в этом какая-то горькая ирония Чехова.
"И что говорил о театре и об актёрах Кукин, то повторяла и она. Публику она так же, как и он, презирала за равнодушие к искусству и за невежество...".
"Муж и жена-одна сатана",-приходит на ум, но в контексте того, что Оленька полностью полагается на точку зрения супруга, безоговорочно верит ему. Неслучайно с первых срок узнаём о ней, что она христианка, ходит в церковь каждый день. Это судьба русской православной женщины: на первом плане муж, жена-помощница ему.
Героиня все события воспринимает очень близко к сердцу: "Оленька слушала Кукина молча, серьёзно, и, случалось, слёзы выступали у неё на глазах". Что испытывала героиня: любовь или жалость? Верю, что Любовь, истинную. А, может, любовь всегда слита с жалостью, просто вычленить второе невозможно при этом?.. "...мал ростом, тощ, с жёлтым лицом, с зачёсанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние...",- Кукин внешне не напоминает красавца совсем. Скорее, убог. "Какой ты у меня славненький! – говорила она совершенно искренно, приглаживая ему волосы. – Какой ты у меня хорошенький,"-радостно всегда говорит ему супруга.
В экранизации герой Жарова, глядя на Романа Быкова в роли Кукина, делится: "Антрепренёр должен иметь вид, солидность, внушительность". Со стороны Оленьки добрые слова- совсем не лесть. Что антерпренёр, который вечно не собирает зал, актёры живут впроголодь, берут взаймы может дать Оленьке? При этом все его беды становятся её.
Многие критики смеялись и смеются над героиней, говоря, что она не имеет своего внутреннего мира, частную жизнь. Полностью погружена в жизнь супруга. Но почему это плохо? Сначала жила с батюшкой, ухаживала за ним: "Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в тёмной комнате, в кресле, и тяжело дышал...".Теперь на её пути Кукин, после- другие. Их жизнь становится её потребностью. Это как сёстры милосердия, к примеру, которые не жалея себя, отдают силы больным. "Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого",- главные слова в её жизни!
Затем появляется Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева: "Оленька его полюбила, так полюбила, что всю ночь не спала и горела, как в лихорадке, а утром послала за пожилой дамой. Скоро её просватали, потом была свадьба"."....что-то родное, трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тес, шелевка, безымянка, решетник, лафет, горбыль… По ночам, когда она спала, ей снились целые горы досок и теса...".
"Она повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он. Было ясно, что она не могла прожить без привязанности и одного года и нашла своё новое счастье у себя во флигеле",-Оленька преображается, когда Смирнин становится главным в её жизни.
Героиня не единственная в своём роде. Есть психотип людей, на которых мы часто злимся: что ж он везде суется, всем надоедает, обо всём и всех заботится? Героиня "Служебного романа", которая "похоронила" Бубликова, такова. Но Оленьке все не нужны. Одни человек, о котором она радеет душой,- и она счастлива.
"Глядела она безучастно на свой пустой двор, ни о чем не думала, ничего не хотела, а потом, когда наступала ночь, шла спать и видела во сне свой пустой двор. Ела и пила она точно поневоле". "Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходило кругом, но ни о чём не могла составить мнения и не знала, о чём ей говорить. А как это ужасно не иметь никакого мнения". "Ей бы такую любовь, которая захватила бы всё её существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы её стареющую кровь",- в этих трёх цитатах суть жизни Оленьки. Не подарила ей жизнь того, чтобы как-то обогащаться из внешней жизни. Ведёт дом, ходит в церковь, читает газеты по необходимости. Простая губернская жизнь не даёт ей возможности за что-то "зацепиться", составить своё мнение. Ей надо жить жизнью любимого. Тут на ум приходит и ситуация после 1861 года. Тогда некоторые крепостные с плачем отказывались уходить от своих помещиков, прожив в их доме всю жизнь. Наталья Савишна из "Детства" Л.Н.Толстого такая. Оленька не крепостная, но она, как те люди, предана любви того, кого любит. Ведь её мужья все понимают искренность в её чувстве, не совершают зла героине, не используют её любовь в своих целях. Эти мужчины, ставшие ее мужьями,-тоже особые люди: те, кому надо, чтобы рядом был вот такой, любящий человек, который начинает их слушать, слышать и сопереживать, забывая о своём "я". Они не эгоисты, они такие.
"Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз, она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью...",- как воздаяние за ожидание настоящей любви появился в жизни Племянниковой Саша. Любовь женщины преобразилась в любовь к ребёнку, как в природе.
Первейшее качество Оленьки-умение не думать о себе, а думать о том, кто искренне любим. Она не перебивает, уважает речь другого, "живёт" ею. При этом не осуждает и не спорит. Какому мужу это не значимо?
Кто-то смеётся над героиней, кто-то понимает её. У каждого свой смысл жизни. Можно найти его в любви к работе, в воспитании детей, в христианской жизни милосердия ... Оленька посвящает в ю себя тем, кого любит, мужьям, после-мальчику без мамы. Я, к сожалению, а, может, к счастью, такая же.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Комментарии


Да, Толстому очень нравилась эта героиня, которая жила исключительно чужой жизнью и чужими мнениями, совершенно не думая о себе. И он даже ставил её всем женщинам в пример. Сам же Чехов с иронией относился к Оленьке.

Многие критики смеялись и смеются над героиней, говоря, что она не имеет своего внутреннего мира, частную жизнь. Полностью погружена в жизнь супруга. Но почему это плохо?

Возможно, это не очень хорошо потому, что, полностью растворяясь в другом, человек теряет себя. А у каждого из нас есть долг и ответственность не только перед другими, но и перед самим собой. И заключается он, в частности, в самопознании и поиске себя, но никак не в потере своего Я. «Худшая из опасностей – потеря своего Я – может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось» (Кьеркегор).

Первейшее качество Оленьки-умение не думать о себе, а думать о том, кто искренне любим.

Я, конечно, могу ошибаться, но кажется мне, что прослеживается здесь некое противоречие. Если человек совсем не думает о себе, то у него, наверное, нет любви к себе. Но если он не любит себя, способен ли он любить других? На мой взгляд, вряд ли. «Если индивид способен на плодотворную любовь, он любит также и себя; если он способен любить только других, он не способен любить вообще» (Эрих Фромм «Искусство любить»).

Спасибо, Екатерина, за такую интересную и искреннюю рецензию на рассказ любимого Чехова! С удовольствием её прочитала.)


Вам спасибо, Людмила. Попробую кратко: по-моему, искренно лбя кого-то, ты, даже не имея " юсоьственгоц жизни" заряжается историями другого, развиваясь, интересуясь,помогая ему и другим. Ведь не спроста к
Оленька прислушивались не только горожане, но и сами мужья. Она была для последних не только "укромный уголок, отдых", но и собеседник....Откуда у нас кумиры? Что-то кольнуло в другом, интересуемся его миром, идём вслед. Оленька из таких. С уважением