Больше рецензий

5 февраля 2024 г. 19:59

190

4 Девочка, которая заблудилась в лесу.

Триша переживает развод родителей, из-за которого обстановка в её доме очень напряжена. Мать со старшим братом постоянно ругаются, а девочка чувствует себя неким клеем, удерживающим вместе осколки чего-то прежде целого, а ещё - невидимкой. В пылу ссоры мать с братом часто не обращают на Тришу внимания, поэтому она не удивляется, когда во время пешей прогулки по лесу они даже не слышат её просьбы остановиться, чтобы она могла отлучиться «в кустики». С чувством обиды она оставляет своих родственников на тропе, не пытаясь привлечь их внимание. Ей даже нравится идея, что, заметив её отсутствие, они немного попереживают. Но потом, вместо того, чтобы вернуться назад той же дорогой, девочка решает срезать путь и... естественно, теряется.

В этом, собственно, и заключается завязка романа. Триша Макфарланд заблудилась в лесу.

Весь сюжет книги завязан на том, что маленькая, но храбрая девочка бродит по лесу, пытается выжить и найти дорогу домой. Не впасть в отчаяние ей помогает её страстная любовь к бейсболу и питчеру Тому Гордону. Она слушает матчи по радио (по счастливой случайности у неё с собой оказывается плеер) и общается с воображаемым Томом, что придаёт ей храбрости и сил продолжать свой путь.
Время от времени автор приоткрывает завесу тайны, комментируя принимаемые Тришей решения (например, в какой-то момент он заявляет - а вот если бы она пошла прямо, она бы вышла к людям, но...). Также он немного показывает нам, что происходит в оставленном Тришей мире: что в этот момент делают её родители, как проводятся поиски и т.д. Из воспоминаний девочки мы узнаём кое-что и о ё близких: матери, брате, сестре, подруге. Мы понимаем их характеры и даже можем предположить возможную причину злополучного развода.

Книга очень атмосферная. Так вышло, что с разницей в пару месяцев я прочитала две книги схожей тематики - «Девочку...» Кинга и «Ритуал» Адама Нэвилла. В обеих историях люди оказываются в лесу, отрезанные от цивилизации и не имеющие верного направления, а также преследуемые чем-то мистическим и злым. И хотя «Ритуал» мне понравился, я должна признать, что Кингу эта тема удалась куда лучше. В отличие от второй книги он оставляет мистического преследователя где-то в тени, за гранью сознания, между реальностью и сном. Был ли он на самом деле, или существовал лишь в воспалённом сознании ребёнка? Бог Заблудившихся - метафора на неотвратимость судьбы потерявшегося в лесу человека, или всё же реальное, хотя и загадочное существо? Всё это остаётся на усмотрение читателя. Было всё это или нет? Триша верит, что было. А вы, уважаемый читатель?

В который раз замечаю, как мастерски Кинг нагнетает чувство надвигающейся беды. Ничего пока не происходит, но вот-вот случится. Он прямо как внутренний голос, который пугает Тришу: ты не выберешься, страшный зверь рядом, он вот-вот придёт...

За девочку действительно переживаешь. Хотя, как по мне, Триша и ведёт себя слишком рассудительно и по-взрослому для своего возраста (в книге ей всего девять лет, но я навскидку дала бы минимум тринадцать-четырнадцать), она всё равно остается ребёнком, заплутавшем в диком лесу. Кинг обрушивает на неё всевозможные несчастья: насекомых, падения, голод, ядовитую воду, болезнь... Где-то поблизости бродят дикие звери, а ещё страшное и непонятное нечто,которое то ли существует, то ли нет. Ситуация жуткая, а юный возраст главной героини делает её ещё страшнее.

Обычно, когда речь идёт о девятилетнем ребёнке, как-то интуитивно ждёшь хорошего конца. Однако автором этой книги всё-таки является Кинг, и поэтому нельзя до конца быть уверенным, как в итоге повернуться события. Примерно на третьей четверти книги я почти что была уверена, что Триша не выживет. Так что, хотя концовка меня и не сильно удивила, но и совсем уж предсказуемой её назвать я не могу.

Я видела, что многие жалуются на то, что в книге слишком много подробных описаний игры в бейсбол. Признаюсь, я не знаю правил и даже никогда не смотрела реальный бейсбол, а потому тоже не понимала, как минимум, процентов пятьдесят из того, что Триша слушала по радио. Но на мой взгляд это и не важно. Важно то ощущение, которое Кингу удалось передать. Когда твою любимый спортсмен (артист, персонаж) выходит на сцену и спасает ситуацию в последний момент... Он - герой, он спокоен и уверен в себе, и ты благодаря ему веришь, что всё возможно. Сам по себе бейсбол здесь играет второстепенную роль (хотя сам автор, судя по всему, действительно любит этот вид спорта). В первую очередь для меня важно то, что увлечённость девочки помогла ей. С тем же успехом она могла бы быть, к примеру, фанаткой «Клуба Винкс» и разговаривать с воображаемой феей Блум, представляя, что та идёт рядом с ней и даёт ей советы.

Что действительно стало для меня здесь минусом, так это перевод. Возможно, он устарел, но словечки, косящие под подростковый сленг, вроде «мамик» и «папик» вызывали недоумение. Куда привычнее смотрелись бы «мамочка» и «папочка», или, на худой конец, «мамуля» и «папуля». Также коробило меня и от уменьшительно-ласкательных наименований, которые смотрелись в тексте не к месту.

Попробую подвести итог. Книга, несмотря на неизменность места действия, интересная, и мне не было скучно её читать. Главная героиня не отталкивает, как подростки в некоторых других книгах Короля ужасов, а наоборот вызывает восхищение взрослостью суждений, сообразительностью и храбростью. Ей действительно сопереживаешь. И хотя прочитав аннотацию я ожидала чего-то иного, наверное, более страшного и кровавого, но то, что я получила в итоге, понравилось мне даже больше. Это не типичный ужастик, это скорее немного жуткое приключение, в котором маленькому ребёнку приходится принимать взрослые решения. Однозначно рекомендую к прочтению.

«Леса настоящие. Если вы захотите побродить по ним во время отпуска, возьмите с собой компас, подробные карты... и старайтесь не сходить с тропы».  Стивен Кинг. 

Собери их всех! 4G. Неограниченный простор.