lutra-lo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 февраля 2024 г. 02:43

202

5 Кто охраняет источники

Современные техники сторителлинга, игрофикации или разработка игр и сюжетов - все основаны на работе Проппа. Так что все мы так или иначе знакомы с его идеями. Очень давно читала краткое изложении "Морфологии волшебной сказки", поэтому мне было интересно прочитать оригинал, но все-таки я думала, что самая главная новаторская часть мне уже известна. Частично так и оказалось, но полагаю, только благодаря этой базе мне удалось воспринять эту книгу и расширить свои знания.

Вообще, автор также развивает свои идеи. "Морфология волшебной сказки" вышла в 1928, и насколько я понимаю, основное октрытие в той работе заключалось в описании строения сказки как набора мотивов, которые структурированы в определенном порядке. В "Исторических корнях" (1948 г.) Пропп постулирует, что каждый мотив попадает в сказку независимо, и поэтому его происхождение нужно искать вне контекста сказки, но в обрядах и мифах народов, в которых этот мотив зародился. Здесь мне было бы очень интересно почитать полемику с Проппом, потому что сейчас это абсолютно известно, что трактовка Проппа самая рабочая, позволяющая как делать исторические предположения, так и сочинять увлекающие слушателя сюжета, но неужели в момент выхода книга сразу открыла глаза всем исследователям-современникам советского ученого? Его подход основывался на марксизме, идеях экономического и социального влияния на культуру любого общества, про Фрэзера и его "Золотую ветвь" Пропп просто пишет, что Фрэзер ошибался в силу своего буржуазного мышления. Мне бы хотелось однажды разобраться как взгляд Проппа приобрел мировое признание.

Пока что я получила огромное удовольствие от вроде бы подробного и наукообразного разбора источников разных мотивов, хотя и все-таки довольно лаконичного и сконцентрированого на цели - показать известные связи сказочных элементов и обрядов, исполняемых на разных этапах развития общества. Так идея охотников-собирателей о необходимости подношений для успешной охоты сменяется борьбой с чудовищами-поработителями во времена земледелия, а те сменяются еще более продвинутыми религиозными идеями.
Моей основной работой при чтении были расшифровка терминов (например, что такое "териоформный образ загробного мира"? А это придание Тому свету животных черт, например, если загробная жизнь происходит внутри животного или начинается в глотке чудовища), а также в сравнении знакомых идей, которые, оказывается, были сформулированы Проппом, и представлений, противоречащих Проппу. Так я одкуда-то знала о "двух типах драконов": злом европейском и добром восточном. Однако Пропп критикует эту версию, доказывая, что в любом фольклоре сначала был добрый, "благой" змей, который потом вытесняется злым чудовищем, которое побеждает герой. Особенно меня поразили мотивы непобедимого дракона, единственный способ справиться с которым, это обратиться к его двум ипостасям в одном теле и заставить его сражаться с самим собой.

В рассуждениях автора скрыто столько сюжетов, и гениальность Проппа так пронизывает современное мировоззрение, что одного прочтения, разумеется, недостаточно. Я продолжила тему лекциями на Ютубе и собираюсь вернуться к чтению исследований фольклора в будущем.

Книга прочитана в Литературном турнире 3.0.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!