Больше рецензий

9 февраля 2024 г. 13:53

1K

3.5 Этюд в мрачных тонах

Первое мое знакомство с автором, не могу сказать, что неудачное, но не особо-то впечатлило.

Во-первых, оттолкнул сам главный герой. Пока читала, в голове крутилась припевочка "а я хорошенький один среди уродов и б...ин", прости меня господи. Нет, ну правда, ему ВСЁ не то и не так: и погода вечно плохая, то дождь, то слякоть, то холодно, то ветер, то еще что; и природа некрасивая, всё пустынное, кривое-косое, темное, безрадостное (а что ты хотел, Белорецкий, осенью поперся в забытый богом угол и ожидал там райские кущи обнаружить что ли??); и Болотные Ялины мрачные, унылые, негостеприимные; и люди-то все мерзкие, отвратительные вырожденцы, жаждущие золота, бездушные сволочи, готовые в жертву золотому тельцу отдать и брата и свата. Ну все плохие, один он, пан Белорецкий, рыцарь в сияющих доспехах! Он даже панну Яновскую умудрился зас..., кхм, выразить о ней свое негативное мнение (скажем так), потому что она из шляхты (знатного рода) и внешне не писаная красавица. Да, вот такой херой вышел из-под пера автора.

Во-вторых, а в каком месте он, собственно, фольклорист? За весь текст о его "важной миссии" (в кавычках, потому что изначально читателю заявляется, что пан поехал в глушь вроде как чтобы собирать легенды и сказки, которым грозит вымирание) упомянуто раза два-три, а чтобы он ею полноценно занимался... Припоминаю, что что-то где-то там упоминалось, что он посидел над какими-то бумажками, но дальше от фольклористики там остается одно название, которым Белорецкий иногда бравирует, но выглядит это неуместно и странно.

И да, если ему Белоруссия и ее народ видятся в таких черных тонах, то зачем он вообще полез в изучение культурного пласта обычного люда? У меня не было ощущения, что рассказчик любит свою страну и свой народ, одна сплошная тоска, ненависть и уныние. Ну всё плохо, просвета нет, весны не будет, все умрут.

В-третьих, в чуйства Белорецкого к Надежде я не поверила ни на грамм. Мужика штормит всё повествование туда-сюда: то Яновская некрасивая, вырождающаяся, хлипкая и вообще, ну куда ей со свиным рылом в калашный ряд (уж будем говорить прямо); то она тонкая-звонкая, вполне себе живая, интересная, есть у нее шанс на что-то в будущем. Ват? Складывается впечатление, что у героя просто заиграл синдром спасателя, да и как тут не распушить хвост, ведь девушка, прожившая всю жизнь в захолустье, понятия не имеющая о том, что есть внешний мир и другие люди, легко клюнет на это и будет каждое слово ловить и в рот заглядывать. Неопытную даму впечатлить много ума и сил не надо.

В-четвертых, как-то всё слишком сладко-гладко у них получилось. Белорецкий реально Марти Сью: и пули-то его не задевают (разве что по касательной чуть-чуть и то чисто для приличия), и в нужное время он оказывается в нужном месте и слышит нужные вещи (ведь злодеи все идиоты, как на подбор), и соратников-то он себе находит, и кого надо на место ставит... Ну всё как по нотам. Конечно, хорошо освещен вопрос людской подлости, как могут ради личной выгоды использовать обстоятельства и играть на доверчивости и людских страхах и вере в сверхъестественное. Но то, как легко и просто с этим справляется герой... Ну прям рыцарский роман.

Вообще, интересно было где-то 1/3 часть книги. Когда только разматывался этот клубок с мрачными историями о предательстве короля Стаха Романом, о всех этих призраках и легендах, о проклятиях рода. Это было интересно. А когда уже стало понятно, кто главный злодей и что к чему, интерес потух, дочитывала чисто на автомате, чтоб не болталось в закладках.

Мрачная атмосфера хорошо создана, но... Не впечатлило, не поразило, не напугало.