Больше рецензий

9 февраля 2024 г. 22:30

63

5

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями о такой работе как "протестантам о православии", написанной диаконом Андреем Кураевым, известным своими неоднозначными высказываниями и хорошо подвешенным языком. А также он человек, которому не клади палец в рот, и он способен вести диалог/дискуссию с разными людьми или представителями религиозных конфессий. С протестантами, в том числе : ) Если это потребуется, разумеется.

Что мне импонирует в его работах (не только в этой) - он всегда аргументирует свою позиции, ссылается на Библию и святых отцов Церкви, и никогда не выдает свое частное мнение (если оно звучит) за мнение всего христианства. То есть мы как сторонние читатели всегда можем увидеть где он говорит и рассуждает как конкретный человек со своим собственным мнением. А где он говорит именно как богослов и представитель Русской Православной Церкви, чьи интересы он представляет или защищает.

В этой работе он уже во введении прямо говорит о том, что несмотря на столь "вызывающее" название, книга предназначена не только для протестантов, но и для православных читателей, в том числе. И потом добавляет, что, скорее всего, она предназначена в первую очередь для "своих". Чтобы у них было более твердое понимание веры, и почему православные почитают иконы, а баптисты нет. А то действительно получается, что зачастую так называемые сектанты, о которых обычно говорят с пренебрежением, знают о Библии куда больше, чем так называемые православные.

Протестантам также предлагается работа для ознакомления, так как в ней Кураев дает ответы на наиболее частные нападки и критику в сторону православия. Возможно, что я сужу со своей колокольни, но мне нравится спокойная готовность автора "ответить за иконы" и другие "бесполезные" с точки зрения разных христианских современных ответвлений ритуалы и традиции, которые не несут в себе никакого мистического смысла, и которые выполняются скорее как данность, нежели как нечто сакральное и несущее в себе смысл.

Этим мне работа и понравилась. Что немаловажно для книги подобного формата - здесь присутствует даже легкий и ненавязчивый юмор. Иначе говоря, Андрей не вступает в жаркую дискуссию, обвиняя оппонентов в ереси, а достаточно мягко, но в то же время объясняет позиции своей религии, и позволяет себе еще легкие уколы в сторону протестантизма. Мне особо нравится упоминание про лопатки, которые должны носить на поясе все любители ссылаться на необходимость буквально исполнять заветы Библии (а значит и Ветхого Завета, который в некоторых тезисах действительно любят цитировать противники православия)

Многое про книгу я сказать не смогу. Прежде всего потому, что у меня на руках достаточно старая версия, в то время, как мне известно, выходило несколько обновленных версий с дополнительными лекциями и новыми ответами на вопросы, которые появлялись во время профессиональной деятельности и публичных выступлений автора. Но я рад даже такой книжонке, так как найти некоторые работы сейчас очень сложно.

Так что если вам интересна эта тематика, друзья, то обязательно почитайте "протестантам о православии". Никакого навязывания тут нет. Только доброжелательная беседа и попытка разъяснить о том, почему православные верят именно так, а не иначе. Если бы речь шла, например, о совершенно другой религии, то я уверен, что Кураев и весь диалог построил в несколько ином ключе Но так как речь идет про христианские течения, то нечто общее между взглядами на Христа и Его жертву все-таки сохраняется.

Осталось только рассмотреть расхождения и попытаться понять откуда они возникли и почему.

В рамках этой работы поднимаются общие вопросы и критика православия со стороны протестантизма. Это важно, тут не идет речь про католическую церковь, с которой у православия расхождения на несколько иных уровнях догм и пониманий центра вселенной или идей Троицы. С протестантами разговор несколько иного характера, поэтому пускай немного понимающий в этой теме читатель не удивляется "банальным" вещам, которые приходится озвучивать Кураеву.

В частности, например, то, что православные не поклоняются иконам как идолам. Через образы святых или самого Христа идет лишь передача любви тех, кто изображен на этих самых иконах. Но почему-то действительно находятся те, кто обвиняет людей в поклонении вещам. Прошу не путать с почитанием, которое можно сравнить с бережливым отношением к семейным архивам, которые люди только не спешат выкидывать на мусорку, так как в Библии запрещено создавать образы или поклоняться им.

Что, в принципе, верно. Но ведь тут совершенно иное понимание "почитания" и "образов", в которых критики обвиняют православие, вместо того, чтобы попытаться понять для чего на самом деле нужны иконы, и почему некоторые образы столь любимы и почитаемы в Церкви. И коль уж говорить о крайностях, то разговор идет не о частном понимании КОНКРЕТНОГО человека, который в меру своей необразованности действительно может поклоняться иконам как некому божеству. Речь идет об УЧЕНИИ Церкви, и это равнозначно тому, чтобы обвинять протестантов в том, что среди них есть насильники или маньяки.

Ну есть же? Есть. Значит они все плохие.

Уделено внимание и тому, почему несмотря на запрет почитать кого-то отцами, в Церкви есть такая старая добрая традиция, направленная по отношению к священнослужителям или монахам. Как и Кураев, я не вижу никаких противоречий в этом, но, в отличие от меня, он замечательно объясняет причину и истоки такой традиции. И вполне логично объясняет и доказывает то, что тем самым мы не нарушаем никаких заповедей или запретов Спасителя.

Как и апостолы, которые даже в Деяниях взывали к "отцам". Но это почему-то критиков православия не смущает, хотя они любят ссылаться на Библию и цитировать удобные для них моменты. Вот только если хвататься за первоисточники, то нужно не вырывать фразу из контекста, а цитировать текст полностью. Который тогда начинает играть совершенно в другом свете : ) И часть вопросов отпадают сами по себе.

Но пожалуй, что наиболее важным и фундаментальным разделом в работе является объяснения причастия и других таинств Церкви. В частности, измученный многими вопрос о том, что ребенка нельзя крестить в детстве (вырастит и сам выберет себе веру. А я не хочу его принуждать или решать за него). Мне очень нравится приведенные здесь доводы. Нравятся доступностью и легкостью их объяснений, потому что я свое время мучился и пытался выстраивать какие-то сложные и богословские схемы, которые бы объясняли необходимость крещения младенцев.

Так что тем, кто интересовался вопросом и смыслом крещения (чем оно отличается в мистической интерпретации у православия от протестантов), почему каждое воскресение ведется богослужение и Литургия в Церкви, которая является не только воссозданием Тайной Вечери Спасителя с апостолами, но прямым присоединением последующих христиан к этому таинству, здесь будет предоставлен взвешенный и развернутый ответ.

Да, вы можете с ним не согласиться, так как на ваш взгляд это неправильная философия или неверные догмы. Но это база православия, и в задачу Андрея входит рассказать её, а не убедить каждого читателя в её безусловной истинности.

Отдельно упомяну такую сложность, как формирование Библии как сборника священных текстов, вошедших в каноническую версию. Кураев весьма лаконично, но в то же время взвешенно объясняет азы этого несомненного интересного явления как создание общей Библии, на что у христиан ушло несколько веков перед тем, как у нас появился официальный и установленный всеми поместными Церквями вариант.

"Протестантам о православии" - хороший и интересный "диалог" православного и умного человека со всеми, кто пожелает приобщиться к этой теме. Да, в основе книги легли ответы на вопросы протестантов, но здесь есть также и общая информация о православии. Так что всем, кто заинтересуется этой темой, не могу не пожелать приятного чтения.