Больше рецензий

10 февраля 2024 г. 20:12

102

4 Взрослый взгляд на школьную программу

На этом ресурсе очень много рецензий на "Героя нашего времени". Интересно, с этого ресурса школьники сейчас берут готовые сочинения? И много ли на этом ресурсе людей, которые любили писать в школе сочинения? Хотя это была каторга и писать нужно было не свое мнение, а то что хотел от тебя услышать твой учитель. Основы журналистики вероятно это.
Недавно услышала в одном обзоре, что школьникам нравится "Герой нашего времени". Потому что есть динамика в сюжете. А я думаю этот максимализм, присущий всем героям этой книги, близок школьникам. Максимализм, который заставляет забыть о принципах и чувстве страха.
После обзора о том, какую литературу и зачем преподают детям школе, я решила перечитать эту повесть в тридцатилетнем возрасте. Так, например, Наташа Ростова перестала раздражать меня год назад. Своих впечатлений о Печорине в школе я не помню. Чтение в школе не приносило мне удовольствие где-то до 10-11 класса.
Так вот. Вначале я была под впечатлением, какой красивый слог у Лермонтова, и что он несомненно гений. А потом описания природы мне надоели. Никогда их не любила. Хотя, возможно, описания в тексте - это полезно. Развивает воображение. Но тогда полезно ли школьникам показывать пример нарциссической личности, которую Лермонтов списал по сути с себя. Личности, которая манипуляциями и жестокостью разрушает жизни людям. "Собирательный образ", который продуман до мелочей, вплоть до описания внешности.
Проблема в том, что никто в открытую не говорит, что Печорин чистое зло. Мы восхищаемся писателем и прощаем ему сложный характер. Мы обсуждаем причины почему он такой. Мы анализируем его поведение. Мы пытаемся понять его. У него было сложное детстве. Бабушка не разрешала общаться ему с отцом. Какой ужас!!!! Это повод презирать и соблазнять женщин. Определенно. Он страдает. И мы должны жалеть его. Только ему никого не жалко.
На самом деле произведение глубже, чем те события, которые передает динамика сюжета. Нам показывают Печорина с нескольких сторон, глазами разных героев. Жаль, что не было записей еще влюбленной в него женщины.
Я люблю классику. Но не люблю какими там нам представляют женщин. Даже если это субъективный взгляд нарцисса Печорина.
Я не берусь со стопроцентной уверенностью утверждать, что Лермонтов описывая Печорина, руководствовался своими собственными чувствами. Так утверждают некоторые его современники. Но если нам, максимально эмпатичным читателям, отбросить страдания героя и забыть, что перед нами все же описание души великого поэта и писателя Лермонтова, останется просто злодей. В конце концов это все равно безнравственность, под каким соусом ее не подай. Это все равно, что историю из "Лолиты" Набокова, называть великой, но своеобразной любовью.
И еще на мой взгляд сомнительная интерпретация, что ирония в "названии герой нашего времени", и что это отрицательное значение относится ко всему современному обществу. Современникам Лермонтова имеется ввиду. Я с этим не согласна. Тут хочется я провести аналогию с "Опасными связями" Ш.Д.Лакло, где также делается акцент на том, что не отдельные люди такие, все общество такое. Я не согласна. Плохие люди были, есть и будут. И так как есть понятие морали, пусть и в каждом обществе свое, есть понятия добра и зла, я буду их различать. Учителям литературы привет.