Больше рецензий

14 февраля 2024 г. 00:55

501

4 С тех пор как он утратил добродетель, сохранение её видимости обрело для него особую важность

Три линии на страже добродетели и явлении пред очи читателей смертных грехов.

Главный герой, Амбросио, он же монах, которого искушает дьявол – фигура занятная и весьма мерзкая. Что ни моральный вопрос, то плотно связан сданным персонажем. Черная магия, насилие, инквизиция и прочие прелести данного произведения связаны именно с ним и ни с кем иным. Большая часть других героев, в основном дивно хороши людей, служат лишь некоторой декорацией и мишурой для описания грехопадения.

История Агнессы, впрочем, может вызвать нешуточный диспут: монахиня, которая забеременела, не была ранее в браке и все последствия, что ждут её за сей «проступок». Жертва, призванная обратить наше внимание на мать-настоятельницу, запятнанную грехами чуть ли не сильнее чем главный герой. Грешница, ибо сама далека от невинности и благостности. Однако же грешница искренняя и кающаяся.

Так ли была необходима третья линия Антонией? Да. Если рассматривать ее как подчеркнуто светскую, как мирское, которому не избежать влияния авторитетов и расплаты за доверие, что дарят люди слугам божьим. А также как контраст: истинная добродетель, безо всяких подводных камней, как в случае с Агнессой, против напускной.

У нас есть и сладострастие, и гордыня, и гнев, и жадность. Четыре из семи смертных грехов, да описанных и в самом деле так подробно и с чувством, что совершенно не удивляешься словам «Этот сенсационный роман одобрил современник Льюиса –маркиз де Сад» на обложке. Даже при взгляде из современности на некоторых моментах я ёжилась.

Однако хуже всего двуличие. Поддерживать видимость благодетельности крайне важно как для настоятельницы, так и для Амбросио. Любые средства хороши для того, чтобы оставаться почти святыми в глазах паствы: убийство, колдовство, заточение неугодного человека в склепе. Пожалуй, этот грех порицается автором сильнее всего. Агнесса заслуживает прощение, при всей тяжести положения за счёт своей искренности и тяге к свету. Настоятельница и Амбросио получают по заслугам.

Затянутость описаний, мелкие логические дыры, чрезмерность деталей в побочных историях героев и отчасти гротескное поведение – вот что и правда раздражало. Все эти мелочи не дополняют атмосферу, не нагнетают туман мистики на прекрасный Мадрид и даже не придают живости героям. Выписаны они до того безыскусно, что наоборот понижают градус ужаса в повествовании. Даже в моменте, когда описывается болезнь и явление призрака монахини спать мне хотелось больше, чем пугаться.

Впрочем, спасибо автору за стихи. Они меня на удивление порадовали и как-то даже органично вписались в повествование. Хорошая книга для сумрачных осенних или зимних вечеров.

Игра в классики, книжная полка