Больше рецензий

16 февраля 2024 г. 09:38

107

4

Насколько увлечена я была событиями романа "Сад вечерних туманов", настолько же поначалу не воспринимала я сюжет "Дара дождя". Мне даже трудно объяснить, с чем это связано. Возможно, с тем, что в первом романе в центре повествования была женская судьба, искореженная машиной второй мировой войны, и было в ней то, что понятно каждой женщине.

"Дар дождей" - в большей степени роман-воспоминание. Главный герой Филип Хаттон встречается с пожилой женщиной по имени Митико Мураками, которая в молодости любила Эндо-сана, учителя боевых искусств и наставника Филипа. Она приехала по приглашению своего возлюбленного, с которым ее когда-то разлучили родители, спустя более чем пятьдесят лет. Именно на такой срок опоздало отправленное ей письмо, которое было датировано весной 1945 года. Матико старается узнать как можно больше о неизвестном ей периоде жизни Эндо-сана в Малайе.

А дальше начинаются воспоминания семидесяти двух летнего старика о том, при каких обстоятельствах произошло его знакомство с сэнсэем и о том, как началось обучение Филипа. Далее одно воспоминание цепляет другое, и вот уже речь идет не только о встречах с мастером, но и о детских годах и семье главного героя. Смерть матери, отношения с братьями и сестрами, посещение дедушки... Память освобождается от накопившихся воспоминаний о людях, событиях, чувствах.

Филип - наполовину китаец, наполовину англичанин, и, возможно, это в какой-то степени определило его судьбу. Начиная со второй части, мое отношение к роману меняется, и я уже не могу оторваться от чтения. Воспоминания главного героя задерживаются на второй мировой войне на Востоке, на оккупации японцами Малайи. Здесь война изображена другими глазами: не жертвы концлагеря, как в "Саду вечерних туманов", а человека, согласившегося сотрудничать с оккупантами ради безопасности своей семьи.

Картины зверств японских карателей, показательные казни, бесчеловечность утонченных японских военачальников, использовавших людей в качестве живых мишеней для отработки навыков владения оружием и насвистывающих при этом фуги, крушение иллюзий, потери близких, нравственные выборы, размышления автора о судьбе и неизбежном - все это наполняет книгу, пугает, затягивает в водоворот событий, заставляет потеряться во времени.