Больше рецензий

16 февраля 2024 г. 15:12

113

5 Аккумуляция условностей

Если принимать во внимание, что главный принцип художественной выразительности — это условность, то можно разделить литературу на просто условную, сложно условную и условную на всю голову.
Роман Милорада Павича "Ящик для письменных принадлежностей" — яркий образчик последнего. Вся структура произведения заключена в "матрёшку" условностей, в которую погружаешься, погружаешься... И проваливаешься в чёрную дыру финала с лёгким неудоумением: "а чем, собсно, закончилось?

"Аннотация: История "Ящика для письменных принадлежностей" начинается в момент окончания. Это роман-загадка, роман-лабиринт, в который с каждой главой погружаешься все глубже. Внутри ящика — в открытках, объявлении, рецепте, рукописи, вырванных из книги страницах, на пленке и фотографии — запечатлена непростая история любви двух неординарных личностей.

Достаточно условно? Идеальное описание первичной условности: действие романа происходит в принципе правдоподобно, но так странно, что вроде бы и веришь в сущность бытия героев, но мысль, что это происходит не с тобой — радует. Вся история помещается в один ящик. Ты открываешь отделение за отделением, надеясь, что вот-вот найдёшь ответ, но он всё ускользает и ускользает.

Стрельба через воду, способность моментально забывать родной язык, белый бык, перекрученный хронотип повествования — это лишь малая часть примеров вторичной условности, присутствующей в этом надсознательном тексте, состоящем из шарад, намёков и абсурда. Некоторые места я переслушивала несколько раз и каждый рождал другую картинку. В итоге, на следующий день переслушала всю книгу сначала. Первый вывод, что это история о любви рассыпался. Нет, любовь здесь вторична — это путь героя через перерождение. Но куда?

А что у нас с канонизированными условностями? "Ящик для письменных принадлежностей" — идеальный представитель символизма. В почти каждом образе обнаруживается зашифрованная мифологема, аллюзия или афоризм.

Что в итоге? Сложно. Послевкусно. Просится повтор.

Источник